• Call Us/Позвонить нам 0772 66 07 68
  • Mail Us/Написать нам Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Поиск по сайту

Вы здесь: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ДИПЛОМ)

      С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

В В Е Д Е Н И Е_________________________________________________3

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА     СМЕРТНОЙ КАЗНИ____________________________________________7

 

    §1 Понятие смертной казни_______________________________7

 

               §2.  Исторический анализ смертной казни___________________ 13

 

              § 3. Смертная казнь как вид уголовного наказания____________39

 

Глава II. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СМЕРТНОЙ

      КАЗНИ_______________________________________________47

 

      §1. Теоретическое обоснование применения смертной казни__47

 

       §2. Смертная казнь в уголовном законодательстве

        зарубежных стран_____________________________________61

 

                  §3. Проблемы назначения смертной казни в современный

        период_______________________________________________67

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е____________________________________________75

 

ЛИТЕРАТУРА________________________________________________78

 

 

 

              ВВЕДЕНИЕ

 

Смертная казнь…  У одних эти два коротких слова вызывает чувство ужаса и содрогание, порой недоумение, у других – решительный протест. Более того, у многих смертная казнь как вид уголовного наказания ассоциируется с официально узаконенным лишением жизни человека.  «Чем же смертная казнь  отличается от убийства, не пора ли отменить смертную казнь?» – вопрошают они. «Соответствует ли она нашему мировоззрению? Справедливое возмездие или неоправданная жестокость раздираемого противоречиями далеко не идеального общества, не справляющегося со своей преступностью? Поможет ли она избавиться от преступлений? Какие духовные и материальные сферы жизни общества затрагивает эта «социальная необходимость»? Не расписывается ли наше законодательство и государство в своей беспомощности в борьбе с преступностью, устанавливая смертную казнь за довольно широкий круг преступлений? Такие суждения и вопросы можно часто услышать от представителей самых широких слоев населения.

Но можно встретить и рассуждения совсем другого, противоположного характера, суть которых сводится к тому, что в нашем обществе очень редко применяется смертная казнь, поэтому преступность не сокращается. Претензии адресуются, прежде всего, правоохранительным органам и законодателю. Таким образом, между ростом преступности и применением смертной казни устанавливается как бы непосредственная связь.

Есть немало людей, считающих смертную казнь выражением  «высшего» гуманизма, когда опасный преступник, причинивший непоправимое зло другим  людям,  сам лишается жизни по приговору суда. Но если таких преступников немало, а значит -  немало и приговариваемых к смертной казни, то, считать ли многочисленные случаи ее применения гуманизмом? А может ли причинение смерти одним человеком другому, пусть даже облеченное в юридическую форму «именем закона» считать гуманизмом? Преступник совершил преступление, тяжкое преступление. Но ведь что-то послужило тому причиной. Человек – частица общественного организма со всеми особенностями, как общественного организма, так и самой личности. Этого никогда игнорировать  нельзя, как нельзя игнорировать противоречий общественного развития, политических разногласий, взглядов на человеческую личность с позиций тех или иных философских, религиозных и прочих воззрений.

Обсуждение смертной казни актуальна всегда. Эта тема была предметом дебатов в прошлом, она есть в настоящем, и будет в будущем. Этой теме обращали внимание большое число юристов, философов, социологов, государственных и общественных деятелей. Чаще всего эта проблема рассматривалась только в формально-юридическом плане и выводы их сводились либо к отмене отдельных юридических норм, либо к полному запрещению применения смертной казни. Но проблемы смертной казни включают в себя не только правовой, но и общественно-политический, социальный, нравственный, религиозный, философский аспекты, которые тесно взаимосвязаны. Каждый подход к ее решению вскрывает различные пласты общественного сознания, использует свою собственную цель аргументации. Когда мы видим по телевизору или в газете человека, лишившего жизни многих детей и женщин (например, серийный маньяк-убийца Чикотилло), какие нас охватывают чувства?

С трудом можно представить человека, который скажет: «Нельзя его убивать. Где же наша гуманность?» Если бы Гитлер не покончил жизнь самоубийством и его пришлось бы судить в наши дни, то вряд ли бы его приговорили к пожизненному тюремному заключению.

         По мере проникновения в глубь проблемы, осознавая ее сложность и неоднозначность, соглашаясь с одними и полемизируя с другими, вырабатывается собственное отношение к этому вопросу.

С древних времен юридическая мысль рассматривала смертную казнь как меру, необходимую для защиты основополагающих ценностей общества. По мере того, какие правовые системы становились более организованными и развивались нормы права, в правовых предписаниях формировалось достижение целей кары, а позднее – целей устрашения (удержания). Эти две исходные составляют вечный спор.

В ведущих дискуссиях по этой проблеме всегда обнаруживалось три основных направления. Одни выступают в целом против применения смертной казни, объясняя это аморальностью, нецелесообразностью и антигуманностью. Другие безоговорочно поддерживают применение смертной казни, теоретически обосновывая юридическое уничтожение тех, кто покушался на общественный порядок и «моральные ценности цивилизации», третьи выступают за сокращение применения смертной казни.

Сейчас у нас в Кыргызской Республике объявлен мораторий на смертную казнь Указом Президента Кыргызской Республики «О мероприятиях, связанных с 50-летием Всеобщей декларации прав человека» от  4 декабря 1998 г. № 369. Мораторий продлен по настоящее время. Работают специалисты. Это говорит о том, что еще раз нужно задуматься о смертной казни. И не только законодателю и специалистам, но и общественности. Ученые и юристы-практики выступают по этому поводу в печати. Отношение к смертной казни как мере наказания является показателем уровня социального и культурного развития общества. Чем оно менее культурно, чем примитивнее взгляды его членов на жизнь и предназначение человека, тем грубее и примитивнее формы «воспитания» его членов, тем безразличнее отношение к человеку и его жизни.

 Глава 1.    ПОНЯТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА   СМЕРТНОЙ КАЗНИ.

 

§ 1. Понятие смертной казни .

 

Cмертная казнь — одно из древнейших наказаний, извест­ных челоечеству. Собственно говоря, смертная казнь приме­нялась еще до того, как возникло уголовное право в современ­ном смысле этого понятия. "Лишение жизни как вид обще­ственной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее", — писал один из виднейших российских ученых, Н.С. Таганцев[1].

Долгие годы среди ученых и общественных деятелей не пре­кращаются споры в отношении того, имеет ли право на суще­ствование такое наказание, как смертная казнь. Видимо, эта дискуссия закончится еще не скоро.

Несмотря на то что по поводу смертной казни написано уже много, в теоретической разработке этой проблемы еще немало белых пятен. В частности, как нам представляется, не рассмот­рен вопрос о понятии смертной казни.

На первый взгляд кажется ясным, что такое смертная казнь. Это лишение человека жизни. Между тем человек может быть лишен жизни по разным причинам. Даже если оставить в сторо­не случаи естественной смерти (от болезни, от старости), мож­но назвать немало причин и насильственной смерти. Много лю­дей гибнет в результате действия сил природы (наводнения, землетрясения, оползни, грозы и т. п.), от голода, холода, не­счастных случаев в быту и на производстве, в силу собственной неосторожности. Много жизней уносят самоубийства.

Люди погибают в результате совершения различных преступ­лений, от умышленных убийств до неосторожных действий, приводящих к смерти человека, таких, как нарушение правил техники безопасности, дорожного движения, обращения с разными опасными веществами и предметами (например, взрывчатыми, радиоактивными, легковоспламеняющимися веществами, оружием, боеприпасами и т. п.). Люди беспощад­но убивают друг друга во время войн, межнациональных кон­фликтов, на почве кровной мести. Но все эти случаи лишения жизни в социальном и юридическом отношении не имеют ни­чего общего со смертной казнью. Что же такое смертная казнь?

Первый, наиболее существенный признак смертной казни заключается в том, что она представляет собой наказание. Это значит, что ей присущи те черты, которые характеризуют имен­но эту меру государственного принуждения.

Сущность любого наказания — кара. Профессор Н.А. Струч­ков определяет кару как "комплекс установленных законом правоограничений, конкретно выражающихся при примене­нии того или иного наказания'". Таким образом, кара пред­ставляет собой лишение человека его прав или интересов, уменьшение их объема либо введение особого порядка их осу­ществления, установление обязанностей, которые обусловле­ны наказанием и на других граждан обычно не возлагаются. В смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного отнимается самое дорогое, что есть у челове­ка, — жизнь. Естественно, что одновременно он лишается и всех других прав и интересов. Однако это происходит только после приведения приговора в исполнение.

Второй признак смертной казни заключается в следующем. Все исследователи наказания отмечают, что оно вызывает стра­дания. Это, бесспорно, является признаком любого наказания, но применительно к смертной казни нельзя не отметить весь­ма существенную особенность. Осужденный к смертной казни ощущает страдания в момент вынесения ему приговора и ожи­дания результатов рассмотрения поданных им жалоб, ходатай­ства о помиловании. У большинства осужденных это сочетается со страхом смерти, нередко с пониманием безысходности сво­его положения, иногда с осознанием вины, угрызениями со­вести и т. п. Хотя эти страдания, видимо, несравнимы со стра­даниями осужденных на другие виды наказания, по понятным причинам в момент приведения приговора в исполнение они прекращаются. Страдания преступника уже не нужны обще­ству, так как смертная казнь не ставит своей задачей исправить его, в чем-то убедить, что-то ему доказать. Общество вычерки­вает его из числа своих членов — он перестает существовать.

Это ставит еще один важный вопрос, связанный с целями наказания: хочет ли общество просто лишить человека жизни, обезопасить себя и своих граждан от новых преступлений с его стороны, либо оно стремится воздать ему за содеянное, ото­мстить за причиненное зло, вызвать дополнительные страда­ния, т. е. покарать в прямом смысле слова?

В истории уголовного права на этот вопрос давали и дают разные ответы. Во многих странах были, а в некоторых и сейчас есть такие способы приведения в исполнение смертной казни, как забрасывание камнями, четвертование, колесование, сажа-ние на кол, сожжение, заливание в горло расплавленного ме­талла, закапывание заживо и т. д. Они вызывают дополнитель­ные и притом весьма ощутимые физические страдания осуж­денного. В этом случае ставится еще и общепревентивная цель, связанная с устрашением других неустойчивых членов общества:

зная о существовании смертной казни, они могут воздержаться от совершения действий, за которые в законе предусмотрен дан­ный вид наказания.

Помимо этого в ряде случаев преследуется дополнительная цель — унизить человеческое достоинство осужденного. Надо сказать, что нередко она является самостоятельной целью на­казания (вспомним гражданскую казнь Н.Г. Чернышевского).

Цивилизованные страны стараются найти такие способы приведения в исполнение приговора к смертной казни, кото­рые связаны с минимальными страданиями для осужденного. К ним относятся, в частности, расстрел, применение электри­ческого стула, газа, смертельных инъекций.

В Кыргызстане смертная казнь приводится в исполнение путем расстрела.

Говоря о страданиях, которые вызывает осуждение к смерт­ной казни, следует иметь в виду также страдания родных и близ­ких приговоренного. Если страдания последнего прекращаются в момент приведения в исполнение приговора, то близкие рас­стрелянного особенно остро начинают ощущать свою потерю именно в это время. Данное обстоятельство можно рассматри­вать как третий признак смертной казни.

Изложенное позволяет сформулировать четвертый признак смертной казни: она представляет собой самое суровое наказа­ние. Это предопределяется в первую очередь тем, что осужден­ный лишается самого ценного блага человека — жизни. Кроме того, понятно, что у большинства осужденных именно это вызывает максимальные переживания.

Пятый признак смертной казни заключается в том, что она, как и всякое наказание, являясь принуждением, применяется независимо от желания осужденного и, как правило, вопреки ему. Если виновный, раскаявшись, сам принимает решение уйти из жизни (такие случаи иногда бывают, хотя и достаточно ред­ко) и ему удается реализовать это решение, то налицо само­убийство, а не наказание.

Шестой признак смертной казни заключается в том, что она применяется от имени государства. Любой приговор, в том числе и смертный, всегда начинается словами "именем Кыргызской  Республики". Это значит, что государство своей влас­тью санкционирует приговор, выносимый от его имени надле­жаще уполномоченным судом. Законность, обоснованность, справедливость приговора также проверяются специальными органами государства. Поэтому смертной казнью не могут счи­таться случаи самосуда и даже правомерного убийства в ре­зультате необходимой обороны или в состоянии крайней необ­ходимости. Смертной казнью не могут быть и случаи правомер­ного убийства преступника при его задержании.

Седьмой важный признак смертной казни — применение ее только по приговору суда. К сожалению, в истории нашей страны были печальные периоды массовых внесудебных расправ над гражданами. Особенно широкое распространение они получили в 1930—1950-х годах, когда огромное количество людей было расстреляно по постановлениям различных "особых совещаний", "троек", "специальных присутствий" и т. д. Хотя внешне такие расправы и напоминали смертную казнь, они не могут рассмат­риваться как наказание, ибо не являются следствием соверше­ния преступления и не проходят установленной судебной про­цедуры, которая придает им силу закона.

Восьмой признак смертной казни заключается в том, что она может быть назначена только за преступление, т. е. за дея­ние, предусмотренное в Уголовном кодексе. Недопустимо на­значение этого наказания (как, впрочем, и любого другого) за деяние, прямо не предусмотренное в Особенной части Уго­ловного кодекса. Однако в законе оговорено условие, касаю­щееся исключительно смертной казни. Конституция указыва­ет, что рассматриваемое наказание может устанавливаться только за особо тяжкие преступления против жизни.

Вопрос о том, какие преступления могут быть отнесены к этой группе, отнюдь не бесспорен. Не вызывает сомнения, что к их числу должно быть отнесено убийство при отягчающих обстоятельствах . Основным объектом такого преступления является жизнь человека.

На практике смертная казнь назначается только за убийства при отягчающих обстоятельствах, да и то в самых тяжких слу­чаях.  Это наказа­ние применяется к незначительной части убийц, притом наи­более общественно опасных.Девятый признак смертной казни связан с тем, что она мо­жет назначаться только лицу, признанному виновным в соверше­нии преступления.

Десятый признак смертной казни связан с целями, которые она преследует. Как и любое другое наказание, смерт­ная казнь имеет своей целью достижение частной превенции. Она должна не допустить совершения новых преступлений осуж­денным. Поэтому он надежно изолируется до исполнения при­говора. Вопроса о возможности совершения новых преступле­ний после исполнения приговора по понятным причинам не возникает. Особенностью смертной казни является то, что пе­ред ней не стоит цель исправления осужденного. Его физичес­кое уничтожение исключает саму постановку вопроса о дости­жении такой цели.

 

[1] Таганцев НС   Смертная  казнь. Сб  ст  СПб,1993.

 

для получения работы Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  0772 66 07 68

О нас

university building

Student312.com — сайт контрольных, срс, эссе, сочинений рефератов, курсовых, дипломных и диссертационных работ, учебников, шпаргалок и лекций.
Сайт создан для помощи студентам, ученикам и учителям - для тех кто хочет учиться

У нас вы можете заказать авторские и скачать бесплатные рефераты на самые разнообразные темы. Наша база содержит такие популярные тематики как социальные, гуманитарные и естественные науки, математика и технические науки. Найти нужный реферат в базе достаточно просто – реализован удобный поиск и сортировка.
Если у вас есть работа, вы можете ее добавить в нашу базу.

Так же Вы можете научиться оформлять работы по стандартам Вашего учебного заведения. На этом сайте Вы можете также заказать рецензии, отзывы и презентации к дипломным и диссертационным работам  с сопровождением до защиты!