Цели и задачи темы:
- рассмотреть материалы эпоса «Манас» как источника по изучению духовной культуры кыргызского народа;
- дать понятие о том, что основным содержанием эпоса «Манас», делающим его бесценным является та часть материала, анализируя который можно иметь возможность сравнить основные каналы формирования мировоззрения древних кыргызов и современной правовой идеологии.
- отметить, что заповеди Манаса и их основополагающие установки лежат в основе воспитания человека, становления его миропонимания, идеологии кыргызского народа в целом, представлений о моральном характере взаимоотношений в обществе и других понятиях и ценностях.
План:
На современном этапе роль эпоса «Манас», «Семетей», «Сейтек» играет особую роль и занимает центральное место в формировании мировоззрения у народов, проживающих на территории Кыргызской Республики, играет первостепенную роль в становлении национальной идеологии. По-моему мнению, это глобальная проблема национального возрождения. Это тем более актуально, когда государство осталось без идеологии, без каких-либо моральных, общечеловеческих ценностей.
Любое суверенное государство не может существовать без государственной идеологии. Если нет идеологии, то нет и государства. В условиях болезненного перехода к экономическим отношениям, когда возрастает пропасть различий между кучкой богатеев и массой нищих необходимо на государственном уровне не только ускорить передачу собственности основных фондов, поддержать частного предпринимателя, фермера, усилить социальную защищенность населения, но и формировать государственную идеологию - основу стабилизации общественной системы. Только в богатом обществе богатое население соблюдает общечеловеческие и государственные законы, так как нищее экономическое равенство людей объективно вызывает зависть и конфликты, порождая любые крайности и деидеологизацию общественной системы. Если в тоталитарном обществе государственная идеология выступала в роли религиозной догмы, которая была нетерпимой к религии и инакомыслию, то сегодня необходимо качественное изучение соотношения религии, государства и государственной идеологии в обществе без обратной связи.
Религия должна защищать свои моральные и нравственные цели и не следует путать ее с государственной моралью и интересами, а тем более ставить религию во главу государства. Религия всегда защищала человека от безнравственности и призывала к терпению, а не к топору, даже тогда, когда государство вело внутренние и внешние войны. Поэтому государственная идеология должна быть равнозначной для всех людей, несмотря ни на какие социальные, экономические, духовные, религиозные различия.
В условиях распада общественного организма без обратной связи наступили процессы анархии и деидеологизации общества, то есть человек потерял веру и надежду. Появились «ловцы душ» - религиозные секты, которые, пользуясь тяжелым экономическим, социальным, духовным положением, стали привлекать экономически и духовно незащищенное население (матери-одиночки, сироты, нищие и т.д.) в свои общины. Данные секты являются инородным телом в нашем обществе, не имеющим основы и преемственности, которые рано или поздно будут болезненно отторгаться со становлением государства и его идеологии на основе эпоса «Манас».
В настоящее, время переживается трудный период становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас». Нам предоставили исторический шанс осмысления, чтобы определить свое будущее, результатом которого будет «социокультурный взрыв» с крайностями проявления.
Есть два пути становления государственной идеологии: в виде светской идеологии гражданского общества на основе эпоса «Манас» или религиозного экстремизма. Становление религии является закономерным процессом, как и становление государственной идеологии. Социальный маятник уже качнулся в одну сторону от тоталитаризма к массовому обнищанию и безразличию, он обязательно качнется и в противоположную: к массовому экстремизму, фанатизму или гражданскому патриотизму. От того, каким будет выбор пути, зависит будущее Кыргызстана.
Трилогия «Манас» является не только устным народным творчеством, генной передачей информации кыргызов, но и преемственным духовным наследием, близким по духу и природе основной массе населения Кыргызстана, поэтому она должна послужить фундаментом государственной идеологии.
Эпос «Манас», является устной поэзией кыргызов, по некоторым предположениям зародился в III веке до нашей эры, (Согласно китайским письменным источникам, он претерпел качественные изменения и дополнения в ходе исторического развития, поэтому не случайно культ Манаса является основным в сознании и жизненной практике кыргызов. С его именем присягали на верность народу родовые вожди, совершали героические подвиги в годы ВОВ выходцы из Кыргызстана, и в этом значении он может быть основой государственной идеологии.
Таким образом, значение эпоса «Манас» для суверенного Кыргызстана велико и многогранно. Сама трилогия является неисчерпаемой сокровищницей кыргызской культуры, раскрывает всю общественную жизнь кыргызов и соседних народностей. В нем отражены не только мировоззрения, сформировавшиеся в течение веков (суждения об окружающем мире, нравственности и доброте, любви и ненависти, справедливости и несправедливости и так далее), но и особенно ярко освящены национальные обычаи и традиции, которые требуют изучения и широкой пропаганды.
Итак, Тенгрианство – идеология древних кыргызов породила семь заповедей Манаса», которые явились основными положениями и принципами организации государственной идеологии кыргызского общества.
Необходимость единства и сплоченности нации проходит красной нитью по всей трилогии. Государственная идеология должна провозглашать идею объединения народностей в Кыргызстане, без которого невозможно существование его государственности. Только общность целей и интересов людей позволила легендарному Манасу создать кыргызское государство и противостоять иноземным захватчикам и поработителям (Коңурбаю, Жолою и др.). Так, в современных условияхданные положения послужат основой преодоления трудностей общественной жизни.
Государственная идеология должна объединять людей разных национальностей и народностей, которая предполагает тезис, что только через развитие традиций и обычаев как кыргызсхого, так и других этносов возможен прогресс общественной системы в целом. Дух Манаса, который объединял людей разных национальностей (Алмамбет, Көкчө, Каныкей), должен послужить основой в формировании добрососедства, открытости и дружбы с другими народами.
Многие Герои Советского Союза вВеликой Отечественной войне (Ч.Тулебердиев, Д.Асанов) с именем Манаса совершали немеркнущие подвиги. "Манастын арбагы колдосун» (Да защитит и благословит вас дух Манаса) - с таким напутствием отправляли на фронт родители своих детей. Защита национальной чести и патриотизм должны стать основным содержанием государственной политики, становления которой необходимо использовать национальную атрибутику, традиции и обычаи.
Прогресс любого государства основывается на вдохновенном труде людей. Только через кропотливый труд человек познает и проявляет себя как личность и вождь - о чем прекрасно знал Манас. Любая государственная идеология провозглашает труд как основу процветания. Эпос "Манас'" говорит о культуре кыргызов {жилища, одежда, пиша и т.д.), народной медицине, о традициях и обычаях, свидетельствующих о широком кругозоре и плодотворном труде кыргызов. Выход из тяжелого состояния общественной системы возможен тольхо посредством знаний, инициативы, труда, которые необходимо отразить в государственной идеологии.
Многие восточные азиатские религии и идеи отражают нравственность и поведение людей как основу человечности. Любовь, терпимость и гуманизм проявляются в отношениях Манаса не только с друзьями и соратниками, но и плененными врагами, которые часто становятся его друзьями. Государственная идеология вместе с интересами общественной системы должна основываться на гуманизме и человечности.
Эпос "Манас" является кладезью народной мудрости в отношении с природой, где герои и природа показаны в единстве. Не случайно отношения коня (Акхула), птиды (Ак-Шумкар), собаки (Кумайык) раскрываются через внутренний мир Манаса. Поэтическая образность и красота эпоса "Манас" связаны с величием природы. Государственная идеология должна отразить отношение к матери-природе, т.е. экологическую культуру для нравственного и патриотического воспитания молодого поколения.
Основным содержанием любой идеологии является защита государственной системы. Все содержание трилогии проникнуто возрождением государства и его защитой. Укрепление государственности в условиях перехода Кыргызстана является сложной, но разрешимой задачей. в которой неоднозначное значение имеют идеи эпоса "Манас". Эпос "Манас" может быть духовным и нравственным источником в формировании не только идеологии, но и суверенного государства Кыргызстан.
Постоянно возрастающий поток информации, сложности общественного развития требуют совершенствования государственной идеологии в воспитании и обучении подрастающего поколения. Становление демократического общества требует новых подходов в деле разработки различных форм государственной идеологии на основе эпоса "Манас". Разновозрастное молодое поколение является активным носителем нового в общественном организме, поэтому разработка идеологии требует дифференцированного подхода.
Таким образом, основным содержанием любой идеологии является защита государственной системы. Все содержание эпоса проникнуто возрождением государства и его защитой.
Эпос «Манас» - источник изучения этикета кыргызов. Суверенизация стала тем переломным моментом в жизни нашего государства, когда начала возрождаться и развиваться многовековая духовная культура кыргызского народа. История развития мировой культуры не раз доказывала, что именно в годы нестабильности особенно остро возникает необходимость нравственного возрождения. Мы переживаем сейчас ситуацию, когда нормы морали и их практическое выражение в виде правил этикета приобретают все большее значение, когда их несоблюдение и в межчеловеческих отношениях, и в отношениях между государствами и народами затрудняет существование человечества.
Рост межкультурных контактов, установление дипломатических отношений резко усилили внимание к вопросам этнических особенностей этикета. Незнание национальных особенностей поведения может стать не только поводом для ссор и обид, возникновения конфликтных ситуаций, но и наносит существенный ущерб внешней политике государства. Предотвратить возникновения подобных ситуаций можно, если заранее обратить внимание на необходимость соблюдения правил этикета народа, уважения его национальных обычаев и традиций, обуславливая тем самым толерантное отношение к культуре других народов.
Нравственный смысл этикета заключается в том, что он вооружает человека методами и средствами преобразования мира. Его цель – научить морали, продемонстрировать идеальную модель человеческих отношений в виде моральных принципов и норм поведения. Без соблюдения этих норм невозможны ни политические, ни экономические, ни культурные отношения, ибо нельзя существовать в обществе, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этические нормы в «Манасе» связываются четырьмя основными добродетелями: ум, терпение, совесть, порядочность, которые воплощены в образах Манаса, Каныкей, мудрого старца Бакая и Алмамбета. Им противопоставляются четыре порока: леность, злобность, алчность и высокомерие отрицательных героев Конурбая, Нескары, Джолоя.
Среди личных достоинств человека в эпосе «Манас» следует отметить следующие: здоровье и долголетие, трудолюбие, доблесть, долг, честь, скромность и сдержанность, мудрость, душевная открытость, чадолюбие (любовь к детям), гостеприимство, щедрость, гуманизм, терпеливость, стойкость, доброжелательность, уважение к старости, национальная честь и патриотизм, основная мысль эпоса видится в воспитании в народе духа свободы и независимости.
Родовой уклад кыргызов предлагает в лице ребенка продолжателя рода, защитника, а отсутствие детей воспринимается как трагедия:
Тукуму жок өтөм – деп, Туяксыз кандай кетем – деп, Жалгыз куу башым бар, Датым кимге жетем - деп, Күндө-түндө тыным жок, Дүнүйө жыйдым тепеңдеп, Ажал жетсе бир күнү, Акыретке кетем –деп [1] |
Без потомства я умру, Как же без копытца покину этот мир? Одинок я, бездетный старик, До кого дойдёт моя мольба? Ни днём, ни ночью Не зная покоя В хлопотах добро накопил Если однажды смерть настигнет (меня) Что делать мне с богатством? |
Для древнего человека дети есть безусловное добро, в отличие от бездетности, которая рассматривается как большое несчастье, горе, т.е. безусловное зло.[2]
Представления кыргызов о связи человека с родом, Родиной и невозможностью полнокровного существования вне своего народа воплощены в образе Алмамбета-молочного брата богатыря Манаса. И хотя Алмамбет родом из кытаев, он беззаветно предан кыргызам. Его высокие моральные качества: справедливость, честность, верность и преданность вызывают глубокое уважение и не позволяет относиться к нему как к чужаку. Но его самого не покидает чувство одиночества и тоски:
Акыретке бет алсам Наалучу Адам бири жок Кайрынан азган кор экен, Кыйышкан эрдин шору экен, Не деген кеби эм экен.[3] |
Если отправлюсь в загробный мир, Человека, кто бы горевал (обо мне), нет у меня. Презрен, кто покинул родичей своих! Это беда решившегося на такое храбреца Все, кто с народом своим - богатыри, Считаются со всем, чтобы они не сказали. |
Подтверждая сказанное, народная мудрость гласит словами старца Бакая: «Бөлүнсөң бөрү жеп кетет» (Если отобьёшься от своих, волки загрызут).[4]
Генеалогическая преемственность поколений формирует мировоззрение кыргызов, воспитывает чувство сопричастности к нуждам и интересам других, дух коллективизма и взаимопомощи. Родословная выступает как генетическая и духовная опора, определяющая самосознание народа, именно благодаря генеалогической памяти и родовой воспитательной практике, кыргызский народ не только выжил, но и сохранил свою самобытность. Кодекс родовой чести, развитый у кочевых народов предусматривает и соблюдение норм поведения: гостеприимство, традиция почитания старших, распределение (устуканы)[5] (см.глоссарий) и дарообмен, получение благословения-бата, вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения (например, дифференцированное воспитание мальчиков и девочек, идея патриотического воспитания, сохранения национальной чести и достоинства, человечность и гуманность в отношении не только к пленным, но и к врагам – основное правило героических традиций.)
Итак, этика древних кыргызов предстает как некая система ценностных стимулов, норм, правил, в основе которых лежал моральный принцип-стремление к счастью. Данные эпоса могут служить базой для изучения этикетной системы кыргызов, тесно связанной с социальными институтами древности.
Эпос «Манас» интересен тем, что по нему можно проследить элементы древних религиозных представлений кыргызов, которые в какой-то мере должны способствовать воссозданию истории религиозных воззрений кыргызского народа в прошлом. Превратности исторической судьбы привели к потере кыргызами древнетюркской рунической письменности, а кочевой образ жизни замедлил темп общественного развития, что способствовало утверждению на многие века пережитков первобытных форм религиозных верований, в частности культа животных и природы.
В эпосе «Манас» также прослеживаются архаичные верования, связанные с тотемизмом, фетишизмом, поклонением чудесным свойствам вещей, животных, поклонение небу, огню, белому цвету, различным явлениям природы и т.п. Хотя кыргызов в эпосе и называют мусульманами и упоминаются некоторые мусульманские обычаи, герои его придерживаются в основном тенгрианских религиозных обрядов.
Среди домусульманских верований особое место занимает тотемизм (см. глоссарий). Пережитком племенного тотемизма является и сохранившаяся до последнего времени вера в происхождение ряда племен от животных, культ некоторых животных: олень (бугу), волк (бөрү). О роли тотемизма можно судить по тому факту, что кыргызы из племени «бугу» считая племя своим мифическим предком, в то же время охотились на него. В связи с этим, тотемизм, как и другие формы ранних религиозных верований, не образовал самостоятельной системы, он тесно связан с анимизмом и шаманизмом.[6] Отсюда возникли традиции и обычаи их фетишизации. Некоторые части тела животных и птиц, считавшихся главными врагами злых духов, до сих пор используются в качестве амулетов.
Традиции шаманизма у кыргызов тесно связаны с практикой народного врачевания, которая передавалась по наследству. Черные и белые шаманы занимались целительством, прорицанием.
Доказательством существования тенгрианства является тот факт, что древние кыргызы поклонялись также языческим божествам и, прежде всего, Тенир, Умай-эне, Жер-Суу. Понятие Тенир в представлениях древних кыргызов – явление универсальное, это то, что является всем и причиной всего, как теистическая субстанция - божество, социальная сила, первопорядок, источник добра и зла. Умай-эне - божество плодородия, покровительница очага и детей. Корни этого культа уходят к материально-родовому строю древних кыргызов. И, наконец, божество Жер-Суу (земли и воды), которое было объектом родового и семейного поклонения. Кроме того, древние кыргызы поклонялись также солнцу, луне и звездам, как неотъемлемой части природы. Земля, огонь, вода и другие стихийные силы природы рассматриваются как неотъемлемая часть культа природы. Огню поклонялись не как божеству, а как священной, очищающей стихии. В настоящее время отголоском почитания огня является обряд приобщения невесты к домашнему очагу семьи мужа: отко киргизүү -посвящение огню.[7]
Большую роль в системе доисламских представлений кыргызов играл культ умерших предков-арбак. [8]
Почти во всех кыргызских сказаниях, в т.ч. и в «Манасе», есть эпизоды, где герои обращаются к арбакам.(см глоссарий) С культом умерших и почитанием памяти предков, связана традиция возведения памятников на могилах.
Таким образом, считается что религиозное мировоззрение кыргызов имело в прошлом синкретический характер. В нем соединились элементы различных религиозных представлений, которые в большей степени, чем ислам и его обрядность, оказывали влияние на быт и сознание людей. Все это смешалось в одну веру, противоречия нисколько не мешали верить во все это вместе.[9]
Поскольку эпос «Манас» слагался в течение многих веков, то естественно, что в его строках есть определенные сведения об исламе. Особенно насыщен терминологией ислама вариант С.Орозбакова. В нем, например, есть следующие строки:
Мусулман болоор токойдо, Азы көбү билинбей Аңдаса көзгө илинбей[10] |
Мусульмане бывают в лесу, И неизвестно, мало их или много, Посмотришь – и на глаза они не попадаются |
И подобных строк, где можно встретить религиозные мусульманские термины, в эпосе «Манас» немало.
Если рассматривать роль и место религии в жизни кыргызов, можно заметить, что ислам все время переплетается тесно в доисламскими верованиями. Например, образ Кыдыр-ата относится к числу добрых духов, он будто бы мог принимать и облик человека и безтелесного существа. До сих пор нет единства в вопросе о начале исламизации кыргызов.
Распространение умеренного ислама на территории Кыргызстана стало возможным благодаря следующим факторам:
-как известно, Кыргызстан в древности являлся местом пересечения трасс Великого шелкового пути, что сделало его «своеобразным бастионом религиозного синкретизма, где могли одновременно сосуществовать представители различных конфессий (буддисты, христиане-несториане, мусульмане-суфии, джали и т.п.). Возможно, этот факт объясняет удивительную толерантность кыргызов по отношению к представителям других конфессий и культур, проживающих в Кыргызстане;
-Ислам сумел приспособиться к кочевому образу жизни кыргызов. Он не требовал обязательного наличия мечетей, многочисленных предметов культа, т.к. для него важнее не храм, а наличие верующих. Но именно этот факт сказался на темпе и качестве исламизации кыргызов, кочевники, принимая новую религию, сохранили большую часть своих прежних доисламских обрядов и верований;
-внедрение мусульманства влекло раздробленность, и долгое время ислам оставался религией аристократической верхушки, которая владела языком новой религии и, в свою очередь, содействовала установлению правил этикета ислама.[11]
Ислам не просто вероисповедование как таковое, но и особый образ жизни и мышления.[12]
В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие все сферы жизнедеятельности, нормы морали, этики, мусульманские праздники и прочее, одним словом, все то, что определяет поведение и порядок жизни мусульман.
Для всех мусульман обязательно соблюдение пяти мусульманских заповедей: неукоснительное исповедание веры (аш-шахад), чтение молитвы (ас-салят), соблюдение поста (ас-саум), раздача милостыни (ас-сакят), полмничество к святым местам (аль-хадж).
Шариат регулировал собственно религиозные обязанности мусульманина, юридические нормы и наказания. С точки зрения шариата, все действия и поступки делятся на пять категорий.
1. Обязательные (они связаны с исполнением реальных предписаний ислама. Уклонение от них наказуемо и в земной жизни, и в загробной.)
2. Желательные (дополнительные молитвы и посты, выполнение обетов и актов милосердия), за что в загробной жизни последует воздаяние.)
3.Дозволенные и безразличные (сон, вступление в брак, прием разрешенной пищи и т.д.)
4. Неодобряемые поступки, вызванные особой привязанностью к мирским благам. Они нежелательны, но за них не предусматривается наказание.
5. Запрещенные поступки наказываются и в этой, и в последующей жизни.[13]
Адат регламентировал, главным образом, семейную жизнь мусульманина, а также его хозяйственную деятельность.
Таким образом, отличительной особенностью мусульманской веры кыргызов было её тесное переплетение с традициями шаманизма, тотемизма, заостризма, а также ряда других доисламских верований.
Сегодня наиболее важной представляется часть ислама, которая объединяет в себе нормы нравственности, разумный и справедливый порядок человеческих взаимоотношений. С принятием ислама кыргызы ежегодно отмечают великие мусульманские праздники - Орозо-айт, Курман-айт, Нооруз, даты которых исчисляются по лунному кадендарю. Государство, в свою очередь, уважает религиозные праздники и делает их нерабочими днями.
Религиозный пост-Орозо айт-поминание умерших предков, в эти дни готовят угощения. Обязательным является соблюдение 30-дневного поста-Орозо, который бывает один раз в году. В это время нельзя сквернословить, употреблять алкогольные напитки, курить, необходимо соблюдать все правила поста.Соблюдение поста, обязательно для всех мусульман, кроме больных и путешествующих считается очищением от грехов.
Курман-айт–праздник живых, сопровождающихся приношением в жертву животных. Во время этого праздника все желают друг другу здоровья и долголетия, в каждом доме готовят угощения, зовут гостей, родственников, соседей и друзей.
Одним из самых популярных праздников мусульман всей Центральной Азии является Нооруз - праздник встречи Нового года, который восходит к зороастрийскому культу плодородия, берущему свое начало из авестийской философии. Смена старого года на Новый год приходится на день весеннего равноденствия – 21 марта и олицетворяет собой победу света над тьмой, тепла над холодом, добра над злом. В этот день люди прощают обиды, прекращают ссоры, ходят в гости, вспоминают умерших и готовят традиционные блюда из злаков. Этот прекрасный праздник, сохранившийся и дошедший до наших дней, лишний раз доказывает, что добрые традиции не чужды духу ислама. Обязательным атрибутом праздника является чтение мусульманской молитвы.[14]
Эпос «Манас» содержит богатую информацию о народных играх и развлечениях, без которых не проходило ни одно торжество. Сведения эти касаются различных игр: взрослых, детских, молодежных, военизированных и т.д.
Прежде всего, среди описанных в «Манасе» следует отметить бытовые игры, которые дошли до наших дней. Это игра в альчики, в частности, ордо и упай, а также своеобразные шахматы кочевников тогуз коргоол, или тогузкумалак. Так еще в детстве Манас играет в ордо:
Бетегесин жулдуруп Белгини жерге урдуруп Беш чүкөнү бир дешип Белсенип ордо кир дешип Сызып алып сызыкты Жерди чийип салышып Желпинишип алышып[15] |
Расчистив место от травы, Сделав метку на земле, Разложив по пять альчиков, Приговаривая: давай, мол, в ордо поиграем, Черту начертили, Очертив место игры, В азарт игры входили |
Ордо- одна из самых распространенных игр кыргызов. Возникновение игры Ордо относится к тем временам, когда начал складываться сам эпос «Манас».
В «Манасе» также имеется информация об игре тогуз коргоол:
Жалпак жыгач чаптырып Чараларын оюшуп, Бир жагына бир тогуз Бир жагына бир тогуз Үй чаптырып коюшуп, Ою менен олтуруп, Ташын салып толтуруп, Тогуз коргоол ойгону[16]
|
Выстрогав доску, Лунки в ней выдолбив, С одной стороны девять, И с другой стороны девять, Посередине еще две лунки выдолбив, Сколько хотели, сидели (за игрой) Камешками лунки заполняя, Смастерили тогуз коргоол. |
В «Манасе» упомянуты и древние шахматы-чатыраш:
Кыркың кызык ойнотуп Чатыраш ойнун салынар, Тогуз, онуң биригип Тогуз коргоол алынаар. Жыйылып алып жыйырмаң Топ таш чакмак алыңар[17] |
Сорок (из ваших) играющих, игру чатыраш начните, Девять-десять (из вас) собравшись Возьмите тогуз коргоол. Собравшись двадцать (из вас) Камешки возьмите в руки |
Игры в камешки (топ таш-чакмак, беш таш, таш оюну и др.) могли играть в любых условиях - и летом, и зимой. В основном эта детская игра была рассчитана на развитие точности и координации движений.[18]
К числу доступных игр относились и такие игры как киште (кыргызский вариант шахмат), оромпой (игра мальчиков), шабиет (игры юношей), селкинчек (качели), акыйнек (особый вид состязания девушек в пении), дүмпүлдөк (детская игра), т.е. все вышеперечисленные виды игр и развлечений, отраженных в эпосе «Манас». Их условно назвали бытовыми играми.
Кочевой и полукочевой образы жизни кыргызов сами по себе говорят о том, что у них больше всего были развиты конные игры (чоң ат чабыш, или аламан байге), которые отражаются в эпизоде «поминки по Көкөтөю» в эпосе «Манас».[19]
Следующая игра, упомянутая и отраженная в эпизоде «Поминки по Көкөтөю» - жамбы атмай (стрельба по жамбы).
В старину при стрельбе по жамбы использовали лук, хотя в «Манасе» в большинстве случаев говорится, что стреляли из ружей, причем самых различных видов.
В эпизоде «Поминки по Көкөтөю» упоминаются и такие состязания, как сайыш или эр сайыш (бой на пиках), эр эңиш (борьба всадников на конях), күрөш (пешая борьба), улак тартыш или көк бөрү (козлодранье).
У многих народов мира развит такой вид единоборства как борьба. Издревле бытует своеобразный вид борьбы күрөш и у кыргызов. В эпосе «Семетей» неплохо отражены некоторые сведения о восточных единоборствах.
Таким образом, кыргызам были известны сотни игр и развлечений, сведения о которых получили отражения в поэтических строках эпоса «Манас». С одной стороны, они носят познавательный характер, с другой стороны, некоторые детали ныне забытых народных игр можно будет реконструировать благодаря фольклорным материалам. Это можно сказать, например, об игре киште, күрөш(борьбе) и некоторых элементах восточных единоборств.
Выводы по теме
- Эпос «Манас» является культурной энциклопедией кыргызского народа, отражающей все стороны общественного сознания и жизни кыргызов: мифологию и религию, нравы и обычаи, философию и эстетику, народные игры и развлечения, и, наконец, мораль и формы поведения. Фактически он представляет нравственно-этический кодекс кочевого мира, из которого и по сей день кыргызский народ черпает уроки нравственности и гуманизма.
- Кыргызы были знакомы со всеми языческими и мировыми религиями. Им был знаком тотемизм, анимизм, фетишизм. Они в процессе развития их общества им было суждено быть втянутыми в буддизм и христианство (несторианство). Наконец, последним этапом религиозных верований кыргызов стал ислам. В настоящее время в религиозном плане они придерживаются ислама. Все сведения о религиозных верованиях кыргызов получили отражение в эпосе «Манас» и дошли до этнографической современности.
- Наличие у азиатских народов факта наделения слова духовным содержанием, о котором тоже говорится в эпосе «Манас», представляет большой практический интерес. Значение эпоса «Манас» для суверенного Кыргызстана велико и многогранно. Сама трилогия является неисчерпаемой сокровищницей кыргызской культуры, раскрывает всю общественную жизнь кыргызов и соседних народностей. В нем рельефно отражены не только мировоззрения, сформировавшиеся в течение веков (суждение об окружающем мире, нравственности и доброте, любви и ненависти и т.д.) но и особенно ярко освещены национальные обычаи и традиции, которые требуют изучения и широкой пропаганды.
- Исторический путь, пройденный кыргызским народом был труден и порой трагичен, но глубокие духовные корни позволили ему сохраниться. В течение последнего столетия в кыргызской культуре произошли глобальные перемены, в результате которых кыргызы были вынуждены сменить не только кочевой образ жизни на оседлый, но и принять совершенно чуждую идеологию. «Негативность советского периода для кыргызской нации выразилась в притуплении национального самосознания, переориентации исконно кочевого типа мышления на азиатский вариант, характеризующейся сплавом восточного и, в некоторой степени, западного сознания. Следствием этого явилось непринятие собственно изначальных принципов кочевого бытия, духовных ориентиров, что привело к снижению национального достоинства народа».[20]
- Все происшедшее привело к трагедии многовековой культуры кыргызов и повлекло за собой конфликт традиционного типа мышления с новым укладом жизни. В настоящее время, когда рушатся нравственные устои кыргызской культуры, с особой актуальностью встает вопрос о возрождении духовных ценностей кыргызов. В большей степени опасность нравственного упадка грозит молодёжи, у которой уже проявились тенденции к смене нравственных ориентиров. Доказательством тому являются негативные изменения, происходящие в современном кыргызском обществе: становится все больше брошенных детей и престарелых родителей, растут алкоголизм, наркомания, проституция, воровство и насилие. Все перечисленное является чуждым традиционной кыргызской культуре, ибо родовая практика была естественной хранительницей чести и достоинства каждого члена общества и именно она не позволяла преступить черту нравственности.
- Единственным выходом из сложившейся ситуации является стремление найти ответы на вопросы современности через обращение к своим национальным корням и мудрости предков. По мнению Ч.Т. Айтматова «Будущее не может быть без прошлого. Полное забвение прошлого может привести к манкуртизму». «Память, -по убеждению писателя, - это мера человеческой личности, ее духовности. Человек, у которого нет памяти, нет истории, нет духовной биографии, запечатленной в образах искусства – древних мифов, легенд, классики, обречен на духовную нищету; он не готов к восприятию современной сложнейшей жизни. Все сказанное в полной мере относится и к народу в целом».[21]
- В плане реконструкции духовной жизни наших предков важное значение имеет эпос «Манас», раскрывающий особенности национального мировосприятия кыргызского народа и систему его моральных ценностей, общественных установлений и норм поведения. И сегодня традиционная система моральных ценностей, выраженная в эпосе в виде «Семи заповедей Манаса», является актуальной. Несмотря на то, что сам эпос не содержит в себе определенно сформулированных заповедей, он явился результатом извлечения нравственных уроков из многовековой истории народа.
[1] Манас.Эпос. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-1 –китеп, 12 б.
[2] Акмолдоева Ш.Б. Духовный мир древних кыргызов (по материалам эпоса «Манас» с. 207.)
[3] Манас.Эпос. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-1 –китеп, -стр. 212
[4] Там же стр 203
[5] Акмолдоева Ш.Б., Ниязова Ж.Ш.Этикет кыргызов-Бишкек, Илим, 2005. с. 89-90
[6] Абдылдаев М.К. Из истории религии и атеизма в Кыргызстане.Б., Илим, 1991 с.13
[7] Кыргызы: источники, история, этнография, (Солтоноев Б. Из древней истории киргизов.) Б., 1996.-с 399
[8] Религиозные верования кыргызов в эпосе «Манас» (из книги Молдобаев И.Б. «Манас» - историко-культурный памятник кыргызов, -Б., 1995
[9] Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. –Ф., Илим, 1972 с.29
[10] Манас:Эпос .Сагымбай Орозбак уулунун варинаты боюнча.-1 китеп.-Фрунзе:Кыргызстан, 1978.С.533.
[11] Акмолдоева Ш.Б., Ниязова Ж.Ш.Этикет кыргызов-Бишкек, Илим, 2005. с. 106
[12] Еремеев Д.Е. Ислам:образ жизни и стиль мышления.-М., Политиздат, 1990 с.3
[13] Доисламские верования, исалм и этикет кыргызов//Из книги:Этикет кыргызов.-С.108.
[14]Возрождение забытых традиций и обычаев//Из книги:Асанканов А. Кыргызы: рост национального самосознания._Б., 1997. С.130-133.
[15] Манас.:Эпос .Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-1 китеп.-Фрунзе:Кыргызстан,1978.С.154.
[16] Там же с.154
[17] Манас:Эпос.Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-2 китеп.-Фрунзе.Кыргызстан, 1980.С.304.
[18] Симаков Г.Н. Общественные функции киргизских народных развлечений в к. XIX –нач. ХХ вв. :Наука, 1984. с.28.
[20] Урманбетова Ж.К. Культура кыргызов в проекции философии истории. – Б.: Илим, 1997. – С.65
[21] Эпос «Манас» источник изучения этикета кыргызов // Из книги: Этикет кыргызов. С.79.
Данные с сайта можно использовать для подготовки собственных работ.
Большинство работ содержат данные по Кыргызстану, проверены и удачно защищены в ВУЗах КР.
Стоимость электронного варианта готовых работ : курсовой, презентации - 150 сом , дипломной - 500 сом.
магистерской, кандидатской диссертаций - 1000 сом, срс, реферата, доклада - 100 сом
Получить любую работу можно также на маил, предварительно оплатив с помощью загрузки единиц на номер.
Также можно заказать индивидуальную работу с сопровождением до защиты по телефону
0772 66 07 68
Индивидуальные курсовые и презентации от 250 сом
Индивидуальные дипломные работы от 3000 сом (дипломные сопровождаются отзывом, презентацией, рецензией и докладом).
Ознакомиться с работами и оплатить можно по адресу г. Бишкек, ул. Киевская пересекает ул.Турусбекова Интернет клуб "Орион"
Для личной встречи с 8 00 до 11 30 Контактный телефон: 0772 66 07 68
Возможна высылка готовых работ по электронной почте на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. при оплате с помощью загрузки единиц на контактный номер
Student312.com — сайт контрольных, срс, эссе, сочинений рефератов, курсовых, дипломных и диссертационных работ, учебников, шпаргалок и лекций.
Сайт создан для помощи студентам, ученикам и учителям - для тех кто хочет учиться
У нас вы можете заказать авторские и скачать бесплатные рефераты на самые разнообразные темы. Наша база содержит такие популярные тематики как социальные, гуманитарные и естественные науки, математика и технические науки. Найти нужный реферат в базе достаточно просто – реализован удобный поиск и сортировка.
Если у вас есть работа, вы можете ее добавить в нашу базу.
Так же Вы можете научиться оформлять работы по стандартам Вашего учебного заведения. На этом сайте Вы можете также заказать рецензии, отзывы и презентации к дипломным и диссертационным работам с сопровождением до защиты!