• Call Us/Позвонить нам 0772 66 07 68
  • Mail Us/Написать нам Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Поиск по сайту

Вы здесь: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДРЕВНИХ КЫРГЫЗОВ ПО ЭПОСУ «МАНАС»
  1.     

    План лекции:

    1. Социально-политические идеи в эпосе «Манас»
    2. Идеология енисейских кыргызов
    3. Власть в кыргызском традиционном обществе и особенности кыргызской  государственности.
    1. Особенности традиционного хозяйства кыргызов
    2. Сообщения эпоса «Манас» о символах, атрибутах и компонентах государственного аппарата кыргызов.

     

    1. Социально-политические идеи в эпосе «Манас»

     

    Социально-политическая мысль того или иного народа, отражая общественную жизнь во всем ее многоообразии, выступала в качестве одного из важнейших факторов прогресса общества. Кроме того, социально-политическая мысль выступала и выступает одной из сторон мировоззрения людей, их убеждений и поступков, общественного сознания и самосознания, определяя не только состояние, но и тенденции интеллектуального развития на соответствующем мировоззренческом уровне. Известно, что выделяется два уровня мировоззрения людей. Первый уровень - эмоционально-образный, основанный на обыденности, второй - логико-рассудочный, основанный на теории.

    На первом уровне мировоззрение формируется, как правило, на основе мифологических религиозных представлений действительности, а на втором уровне- на основе политико-философских воззрений и научном понятийно-категориальном аппарате.

    В истории социально-политической мысли кыргызов, миф явился закономерной ступенью духовного прогресса, основой формирования мировоззрения, с одной стороны, а с другой - предпосылкой более высокой ступени познания мира и действительности - эпоса. Хотя большинство сюжетов эпоса "Манас" связано с мифами, но его содержание во многом отражало объективную реальность на том или ином этапе истории кыргызов.

    Судя по эпосу, население, жившее на территории Кыргызстана в период сложения эпоса "Манас", было уже социально дифференцировано. Выделялись и торговцы. Как и у других кочевых народов того времени, среди кыргызов выделялись родоплеменная знать, военачальники и вожди, ханы и их окружение типа своеобразной аристократии. В социально-политической жизни общества важная роль принадлежала сонетам аксакалов.  Они  имели довольно  широкие полномочия:  выбирали и смещали правителей городов, решали вопросы войны и мира, дипломатических отношений с соседними народами, давали рекомендации претендентам на те или иные должности, улаживали междоусобные конфликты и т.д.

    В трилогии эпоса "Манас" нашли отражение интриги и заговоры ханов и вождей, подвластных и союзных Манасу племен. Всё это мешало объединению кыргызов, приводило к конфликтам, к ухудшению жизни. Кроме того, народ терпел всяческие унижения не только со стороны своих внутренних, но и внешних врагов. В такое трудное время народ нуждался в герое, вожде, который бы спас кыргызов от порабощения, объединил их и восстановил справедливость. Таким вождем и вдохновителем народа стал легендарный Манас. Хотя Манас мифический, собирательный образ героя, обладающий  чертами идеального вождя,  способного встать во главе кыргызских родов и племен, объединить и сплотить их в борьбе за свою независимость, но те или иные события, описанные в эпосе "Манас", являются  отображением  реальных  исторических  событий.  В  этом отношении эпос "Манас" - это своеобразный, причем, весьма достоверный источник для изучения многих сторон жизни кыргызского народа, в том числе и социально-политической сферы.

    В эпосе "Манас"  прослеживаются некоторые характерные черты военной демократии, а именно: равноправие членов дружины "кырк чоро", где каждый из них лично свободен в своем выборе целей и интересов; выборность  военачальников,  предводителей,  ханов.  Как  правило,  у последних  сосредотачивалась  власть  и  постепенно  превращалась  в наследственную. Сама структура трилогии тому подтверждение. Манас, избранный  алтайскими  кыргызами  своим  ханом  на  демократической основе, свою власть, по воле сказителей, постепенно передает своему сыну Семетею, а последний - своему сыну Сейтеку. Вместе с тем, следует отметить ито, что Манас, судя по эпосу, не стремился полностью узурпировать власть, что подтверждается фактом передачи во время похода на Бейджин жезла главнокомандующего мудрецу Бакаю, затем батыру Алмамбету.

    О демократичном характере взаимоотношений Манаса со своими соратниками,  уважительном отношении к их советам и критическим выступлениям по тем или иным вопросам свидетельствует факт обращения Алмамбета с наказом к Манасу перед выступлением кыргызов на Бейджин. 

    Демократический характер, во многом, носил и процесс обсуждения на совете аксакалов важных вопросов жизни кыргызов. Обычно мнения старейшин родов и племен не рассматриваемым вопросам не всегда совпадали. Одни выражали желание отомстить врагам и обидчикам за причиненный ущерб, возвратить захваченные другими земли отцов и более отдаленных предков, другие предлагали уходить от более воинственных и сильных племен, отыскать лучшие пастбища и т.д.

    Следует особо отметить, что Манас, его соратники проявляли великодушие к побежденным, не забирали у них все добро, не проявляли насилие, кыргызы даже брали в жены девушек из побежденных, чтобы через родственные отношения обезопасить свой народ от новых войн и страданий.

    Заслуживает внимания соблюдение некоторых демократических процедур при избрании хана, родового предводителя, формировании дружины. При этом учитывались такие личные качества претендентов как храбрость, сила, ловкость, ум, опыт, справедливость великодушие наличие родового знамени. Последнее говорит о знатности рода.

    Словом, в эпосе "Манас" идеи вождизма, власть вождя,  основанная на харизме прослеживаются довольно четко.

    В центре многих эпизодов эпоса "Манас" - защита родной земли от —  врагов.  При  этом,  если  в  начале  повествования  Манас преимущественно  как  защитник  своего  племени   то  в его  сила,  доблесть,  талант  вождя  уже  служат  делу всех  кыргызских  родов  и  племен,  как  выразитель общенародной воли. Более того, Манас доказывал своим оппонентам необходимость не только защитить кыргызский народ, но и родственные кыргызам племена.

    Одна из социально-политических идей, нашедшая отражение в эпосе "Манас" - это мечта простых люден о благополучии, о лучшей перспективе будущих поколений сородичей. Реализация их связывалась с "хорошим" ханом или вождем.

    В зпосе "Манас" в разных эпизодах и достаточно часто встречаются понятия  к  термины,  показывающие  наличие  элементов  социальной дифференциации  общества:.....бий,  который,  как  правило,  выполнял политическую, административную и судебную функции на основе норм обычного права - адата, традиций и обычаев; бай, который олицетворял человека зажиточного, богатого скотовладельца; төрө, человек высокого происхождения; аксакалы, занимающие высокое общественное положение не только по возрасту, а главным образом связанное с политико-властными и административными полномочиями; аткаминер, т.е. слуга своего господина: букара - неимущие, т.е. простые люди и т.д.

    Судя  по  эпосу  "Манас",  значительное влияние  на  социально-политическую  жизнь  кыргызов  оказывала  религия  ислама,  выполняя функции политико-правового характера в соответствии с установками Корана,  нормами  шариата.  Многие мирские дела  зачастую решались нормами   шариата,   которые   охватывали   жизнь   и  деятельность мусульманина от колыбели до могилы. Носителями ислама как учения и идеологии  выступали  ишаны,  хаджи,  кадии,  муфтии  и другие чины богословия, которые выносили решенияне только по религиозным, но и правовым вопросам, осуществляли судопроизводство, оказывали большое влияние на правителей и властные структуры. Но все же, вкритические моменты, герои эпоса "Манас",  вожди обращались в большей мере не к Аллаху, а к простым людям - труженикам, друзьям и даже к другим племенам и народам, близким кыргызам - казахам и узбекам.

                Таким образом, в качестве главных политических идей в эпосе "Манас" следует выделить:

     - объединение разрозненных кыргызских родов и племен, преодоление родоплеменных междоусобиц;

     - попытку формирования централизованной власти и управления всеми сторонами жизни кыргызов из единого центра;

     - стремление создать свою государственность;

     - защиту границ ареала обитания кыргызов, своей свободы от всякого рода захватчиков - близких и дальних;                           

     - воспитание патриотизма, неприятие насилия как внутри кыргызских племен, так и извне;

     - стремление кыргызов жить в добрососедстве и дружбе со всеми своими соседями и другими народами на основе взаимной выгоды и толерантности: использование определенных демократических процедур привыборах ханов, предводителей, вождей на основе харизма;

     - тенденции к утверждению института преемственности в политико-властных структурах.

    Эти идеи оказывали большое влияние на формирование национального характера и самосознания, национальной психологии и патриотизма, элементов политической культуры и повеления, способствовали движению кыргызов на создание своей государственности и единого централизованного к полностью независимого государства. Все эти идеи ныне во многом воплощены вреалиях современного Кыргызстана и продолжают реализовываться в семи заветах Манаса, сформулированных первым Президентом Кыргызской Республики А. А. Акаевым, Это и есть доказательство непреходящей ценности социально-политических и других  идей эпоса "Манас».

     

    2. Идеология енисейских кыргызов

     

                Для кыргызов, как и для других тюркских народов, был характерен древний природный культ, религия и идеология в форме тенгрианства, основные постулаты которого сохраняются до сих пор и являются фундаментом национальной картины мира и особенностью национального сознания.

     

    Термин «Теңир» имеет три значения:

    1.Небо, видимая часть мироздания

    2. Бог;

    3. Предок, правитель (древнетюркский словарь, 1969, с.552).

     

    Таким образом, Теңир воплощал в себе триединство: образ синего неба, идею Бога, олицетворение предка, которого почитали отдельные люди и коллектив в целом. На различных этапах истории Теңир как символ эволюцинировал и трансформировался из природного культа в религию, а затем и в идеологию, объединявшую разрозненные племена в единый союз. В последнее время в синтоической литературе появилось мнение, что теңиризм из ранних шаманистских представлений о мироустройстве превратился в первую монотеистическую (единобожие) религию. Постепенно он уступил свои позиции исламу, но до сих пор сохраняется в национальном сознании, языке и традициях кыргызов.

     

                Хотя исламизация кыргызов была длительной (XVI-XIX вв) , но до сих пор они не стали истинными мусульманами. Ислам утвердился здесь благодаря следующим обстоятельствам:

    - он не противоречил их древним верованиям и этическим нормам;

    - кыргызы и арабы имели много общего в способе производства, образе жизни, быте и морали;

    - ислам вобрал в себя языческие культы и верования и структурировал их на более высоком уровне.

    Для кыргызов, которые долгое время не имели письменности, особенно важна была культура слова. Все духовное наследие предков передавались в устной форме и предполагало наличие социальной памяти в устном народном творчестве (эпос «Манас», легенды, сказания, пословицы, поговорки и т.д.)

    Ярким примером этого может служить искусство акынов и профессиональных сказителей-жомокчу, манасчи. Посредством своего импровизированного искусства и личных переживаний они передавали из поколения в поколение весь духовный опыт своих предков в виде исторических событий и действий героев, наполняя их  символическим смыслом (образ Манаса, образы его сподвижников и т.д.)

                Особенностью кочевого образа жизни была необходимость знания каждым кочевником  своей родословной вплоть до седьмого колена. Это было проявлением культа предков. Идеология, основанная на культе предков, затрагивала очень многие аспекты межличностных, социальных отношений. Поведенческие стереотипы, поступки  членов кочевого общества отвечали нормам традиционной морали и философии жизни. Каждый человек надеялся на покровительство духов умерших и призывал их на помощь. В трудных ситуациях кыргызы считали, что главной заботой почитаемых предков является защита ими потомков от внешних врагов. Их культ использовался для организации общего отпора противнику. К культу предков прибегали старейшины и родовые лидеры при осуществлении своих полномочий по регулированию хозяйственной деятельности, социальных отношений, проведению ритуалов. Культ предков в определенных случаях мог играть позитивную роль не только в объединении рода, но и племени и даже всего народа (эпический герой «Манас»).

    Таким образом, характерным для религиозного мировоззрения кыргызов является синкретизм. Это своего рода сплав из религиозных представлений, которые возникли на различных стадиях религиозного мышления кыргызов. К ним относятся культ животных, семейный культ, культы матери - Умай-эне, домашнего очага, огня, погребальные обряды в целом. Причем эти обряды сохранились в неизменном виде, не подвергаясь исламизации.

    Значительное место в системе религиозных верований кыргызов занимал культ природы. Наиболее древним следует считать космоногическое представление в небе – Теңир как о высшем божестве. Почитание неба сопровождалось жертвоприношениями, шаманскими ритуалами, состязаниями акынов, конными скачками и было распространено как общая идеология практически на всей территории Центральной и Восточной Азии. Это верховное божество выступало как бы в виде синтеза всех астральных представлений, оно адекватно понятию «Вселенная». Значение божества Теңир относилось не только к небу, но и к солнцу, луне, земле, свидетельствуя о нераздельности этих божеств.

                В древние времена и средние века, когда в результате войн и набегов возникали интенсивные контакты между тюркскими и монгольскими кочевниками и их противниками, родоплеменные группы, то и дело дробились и смешивались. Тем не менее, многие традиционные тенгрианские представления о конкретных божествах и духах, обычная культовая практика, сакральная терминология сохранились.

    Так например,  кыргызы до сих пор говорят, выражая благодарность: Теңир жалгасын! (Пусть небо благословит вас!), когда проклинают: Теңир урсун! (Будь проклят небом!).

     

    Теңир в сознании кыргызов отождествляется с Небом. Они считают, что главное божество находится на небе. Поэтому главного покровителя называют «Көкө-Теңир», көк – это небо, а в основе термина Теңир, на наш взгляд, лежит тең - т.е равновесие, равноправие, диалектическое единство, справедливость. Кыргызы, давая клятву, произносили:

    Төбөсү ачык көк урсун,

    Төшү түктүү Жер урсун (эпос «Манас»)

      Это буквально:

          Пусть проклянёт вечное Небо,

          Пусть проклянет Хозяин – Земля.

     

    Кыргызы считали, что основной костяк божеств, кроме главного, составляет 9 Теңиров. Вероятно, поэтому цифра «9» стала сакральной. Когда платили виру, налоги, калың, одаривали или штрафовали кого-то, всегда считали 9 голов скота по разновидностям, мастям или по порядку.

    Предполагалось, что у каждого явления природы есть свой бог, правитель и главными из них из них является Көкө-Тенир, что означало единоналичие, единобожие, т.е. не было никакого язычества (т.е.разнобожия). В последствии слово «Теңир» было заменено персидским «Кудай» (Космос, Вселенная), затем арабским Аллах (он единственный). Позднее стали употреблять персидское слово «Пир» в смысле покровитель, или кыргызские «Ата-отец, «Ээси» - хозяин в том же смысле.

     

    Покровители природы

    Схема № 2

    Покровители

    Названия

    1.                    

    Солнца

    Күн-Теңир

    1.                    

    Луны

    Ай-Теңир

    1.                    

    Звезд

    Үркөр-ата (созвездие)

    1.                    

    Земли

    Жер эне (Мать-земля)

    1.                    

    Воды

    Сулайман

    1.                    

    Огонь

    Очок эне (Очаг мать)

    1.                    

    Горы

    Таштар ата (покровитель камней)

    1.                    

    Ветер

    Жел Кайып (ветер-невидимка)

    1.                    

    Предки

    Адам ата, Обо-эне

     

    Кыргызы считали, что все сущее на земле имеет своего покровителя. Народный фольклор (эпос «Манас») сохранил некоторые названия из пантеона древних верований. Например: покровитель народа – Элеман или Калкаман;

    покровитель женщины - Умай эне;

    покровитель зерновых (или злаков)-Дыйкан ата;

    покровитель скота - Малабай;

    покровитель дождя - Күлдүр ата;

    покровитель охоты-Куланчы;

    покровитель птиц - Буудайык;

    покровитель собак - Кумайык или Ыркыт;

    покровитель овец – Чолпон-Ата;

    покровитель лошадей- Камбар- Ата;

    покровитель коров -Ай мүйүз или Зеңги –Баба;

    покровитель языка (речи) - Эм…

     

    Итак, каждое явление природы имело свой ритуал поклонения-жертвоприношения, песни, пляски, молитвы, состязания и другое. Сегодня нельзя считать вполне правильным представление, что основой религиозного мировоззрения широких масс кыргызского населения в прошлом был ислам с его догмами и обрядностью. Напротив, кыргызы сохранили все традиции тенгрианства, особенно в исполнении обрядов, а широкие массы оставались чуждыми канонизированному исламу.

     

                Именно кыргызы – последние представители номадической культуры, ее дух лежит в основе мировоззрения кыргызов. Она в их обычаях, нравах, традициях, пронизывает весь быт и жизнь народа, и чтобы сохранить эту уникальную культуру и язык, необходимо иметь идеологическую концепцию, которая даст ясное и четкое понимание, каким богатством мы обладаем и как мы его должны приумножить.

     Взавершение изложенного можно сделать вывод, что Тенгрианство - религия, которая не имела письменного изложения своей доктрины. Все основывалось только на устной и визуальной базе, крайне простом священном реквизите. Благодаря простоте ритуалов и ясности, доктрина тенгрианства просуществовала несколько тысяч лет и дожила до наших дней, причем в одних и тех же устойчивых формах религиозного ритуала и практики.

    Кыргызы являются одним из древнейших кочевых народов Центральной Азии, которые создали таштыкскую культуру, орхоно-енисейскую  письменность, Великую Кыргызскую империю, самое объемное в мире эпическое сказание «Манас». Также древнейшие предки кыргызов основали философско-религиозное учение - Тенгрианство, ставшее их мировоззрением и основой цивилизации тюркских народов. Основные принципы и заповеди Тенгрианства и сегодня живы в обычаях, традициях, языке, культуре и образе жизни кыргызского народа, являясь фундаментом национальной картины мира и особенностью национального мировосприятия. Поэтому философско-этические, морально-нравственные составляющие Тенгрианства являются актуальными и в настоящее время, в период нарастающих процессов глобализации и дегуманизации человеческого общества.

     

    1           Власть в древнем кыргызском обществе и особенности кыргызской государственности

     

    Согласно китайским источникам истоки возникновения кыргызской государственности насчитывает более 2000 лет, что и отражено в поэтических строках эпоса «Манас». Следует при этом различать время сложения сказания об отраженных в нем исторических событий и этнографических реалий. Время сложения эпоса Манас мы связываем с агрессией кара-кытаев в X веке, что соответствует 1000-летию его сложения. Что касается отраженных в «Манасе» событий, то в нем проглядывается информация как более раннего т.е исторические события со времен хуннов (III в.до н. э.), а затем и гуннов (II – V вв. н. э.) вплоть  до исторических событий ХХ века, периода из жизни кыргызского народа.[1]

                Из 2200 лет  кыргызской государственности почти полтора века кыргызы считались енисейскими кыргызами, проживали на Алтае и около 700 лет на нынешней территории.

    Время правления Манаса по разным версиям колеблется от 600 годов до середины 900 годов н.э. По данным историков в эти столетия правили Барсбег, Яглар-хан и другие  ажо, которые также имели свой государственный аппарат вплоть до того, как монгольские войска под командованием Хубилая вторглись в Минусинскую котловину.[2] 1293 год стал последним годом существования кыргызского государства на Енисее.

     

    Институт власти и его особенности

    Власть - это отношения господства и подчинения с целью обеспечения выполнения приказа, воли или указания при помощи влияния, авторитета, санкций или прямого насилия.

                Власть является необходимым элементом жизнедеятельности любого общества и необходима для функционирования социальной системы, регулирует общественную жизнь, поведение и взаимодействия людей. Властные отношения имели место и в традиционном кыргызском обществе.

    Схема 3.

    Государственный аппарат древних кыргызов

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Законодательная власть

     

     

    Характеристика власти

                 Власть манапа опиралась на гениалогическое родство (происхождение), а власть биев – на традиции (выборы).

    Манапам часто приписывались сверхъестественные способности (харизма), которые, якобы, позволяли им выводить социум из любых затруднений.

    Власть манапов, по сообщениям Ч.Ч.Валиханова, была почти неограниченной, они могли продать и даже убить своих соплеменников.[3]

    Ежегодно из своей среды чон-манапы избирали верховного манапа, который должен был осуществлять общее руководство. Однако, его власть была скорее номинальной, чем реальной, поскольку распределительные, контрольные и судебные функции осуществлялись на практике манапами племен, родов и более мелких родовых подразделений.

     

    Причины

    1.          При кочевом способе производства невозможно было установить тотальный контроль над номадами (кочевниками), которые постоянно меняли место обитания.
    2.          Обычное право кочевников (адат) не содержало в себе механизма, реально обеспечивающего власть верховного манапа, а только декларировало её.
    3.          У кочевников отсутствовали развиты институты политического управления и принуждения: чиновничество, налоговая система, регулярная армия, принудительно-карательный аппарат.

              Сила и влияние верховного манапа значительно возрастали в периоды военных действий, особенно когда опасность угрожала всему народу. В это время он являлся главнокомандующим, имел право объявлять войну, заключать мир, вести переговоры и т.п. В мирное же время его власть сводилась к минимуму.

              Судебная власть была выборной. Биев ежегодно избирали на общих собраниях, тем не менее, они находились под полным влиянием манапов и санкционировали их волю. Часто манапы сами присваивали себе судебные функции.

              В некоторых важнейших случаях, особенно в условиях ведения войн, имели место первичные формы демократии –родовые собрания, советы старейшин, народные сходки, которые решали определенные вопросы. Например, курултай 1842 года, провозгласивший ханом северных кыргызов сарыбагышского манапа Ормона.

              В кочевом обществе кочевник имел право на соблюдение определенных обязательств по отношению к нему со стороны правящего сословия, манапа в виде родовой помощи. Как только правитель-манап переставал отвечать интересам сообщества или пытался усиливать давление на кочевников без соответствующей компенсации, он мог утратить власть или следовало откочёвка зависимых от него людей. Откочевка не была пассивной формой сопротивления, как только манап лишался поддержки сородичей, он превращался во внесоциальный элемент, и оставался один на один с жестокой природой или шайками разбойников. Откочевка могла печально закончиться и для самих откочевщиков.

     

     

    Функции власти

              Функция защиты – забота о сохранении имущества племени или рода, охрана скота и пастбищ от посягательств со стороны соседей. Организация военных набегов или барымты (угон скота).

              Хозяйственно-экономическая функция (редистрибуция) – рациональное перераспеределение жизнеобеспечивающих ресурсов (пастбищных угодий, координация перекочевок и т.д.

              Охранительная функция – поддержание существующего общественного порядка.

              Регулятивная функция - разрешение внутренних конфликтов между родами и отдельными индивидами.

     

    Особенностью власти являлось то, что объектом власти являлся кочевой социум, а не земля, как у осёдлых народов, т.е. преобладала траво-пастбищная трактовка территории.

     

    Под государством в современной политической науке понимается организация политической власти общества на определенной территории средство обеспечения общественных интересов и особый механизм управления и подавления.

     

                Государственность у кочевников имела другую форму, функции и цели, чем у земледельцев. Её основополагающими принципами являлись:

    1)      самоорганизация общественных отношений;

    2)      деление общества по родовому принципу, в связи ЧС чем функции местного самоуправления сосредоточивались в руках родовых лидеров – манапов, биев, аксакалов и т.д.;

    3)      возниконовение кочевых государств было связано не только с внутренними, сколько с внешними причинами, чаще всего с войной;

    4)      государственность кочевников носила обратимый характер. Государственные образования могли возникать и исчезать или перестраиваться по мере необходимости.

     

    Причины возникновения государства у древних кыргызов на Енисее

     

    1. Увеличение численности населения и усложнение социальных отношений, что требовало эффективной власти для их регуляции.

     

    2. Обеспечение внутренних и внешних условий воспроизводства (организация общественных работ, защита своей территории от врагов.)

     

    3. Поддержание установленного порядка с помощью специального «охранительного аппарата» и правовых норм.

     

    Во главе государства енисейских кыргызов стоял «ажо» - правитель со знаками царского достоинства (знамя и особый головной убор), ему подчинялся бюрократический аппарат, состоящий из военных министров и гражданских чиновников. Государство делилось на шесть багов (провинций) во главе которых стояли беги (эльтеберы).[4]

                В процессе развития во время борьбы с тюрками и уйгурами государственная структура значительно усложнилась.

                Причины этого объясняются по-разному. На наш взгляд, главную роль сыграла крайняя степень перенапряжения общества. Война становилась выгодной только для правящего класса, в то время как основная масса рядовых тружеников вполне могла довольствоваться своими обычными занятиями. Усиление роли государства и его вмешательства в повседневную жизнь общества приводила к повышению налогов и подрывало воспроизводство. Поэтому кочевые империи никогда не существовали долго. Такова была судьба кыргызского великодержавия.

     

    Резюмируя изложенное по 3 вопросу, мы приходим к следующему заключению:

    - государство енисейских кыргызов представляло собой суверенную, универсальную организацию политической власти, призванную обеспечить нормальную жизнедеятельность  людей, имеющую свою территорию, аппарат власти, принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций;

    -выборность власти ханов, окружение ханов его единомышленниками, взаимопомощь членов рода друг другу, политическая и иная роль самих родов - все это свидетельствовало не только о существовании военной демократии, но и о демократии у кыргызов в определенном смысле более развитой, чем у других оседлых народов;

    -монархическая форма правления для древнего государства кыргызов на то время была естественной формой правления, т.к. вся полнота социальной власти-военной, государственной, политической, экономической принадлежала по существу хану-монарху.

     


    4. Особенности традиционного хозяйства кыргызов

    Схема № 4

    ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО КЫРГЫЗОВ

    Скотоводство

    главное занятие кыргызов, кочевое и полукочевое, самодостаточное экстенсивное, носило вертикальный характер

    Земледелие

    Подсобное занятие, примитивное, богарное и поливное, носило экстенсивный характер

     

    Торговля

    Носила меновой характер, приобретали то, чего не могли произвести в своем хозяйстве. Отсутствовала категория купечества

    Ремесло и народные промыслы

    Были характерны для каждого хозяйства. Основаны на обработке продуктов скотоводства и изготовлении необходимых предметов из дерева и металла

    Охота

    Имела большое подсобное значение в условиях нестабильного кочевого скотоводства.

    Коллективная и индивидуальная, с помощью ловчих птиц, собак, силков и капканов

     

    Кочевое скотоводство – особый вид производящего хозяйства, при котором преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в сезонные перекочевки.

    Главная цель скотоводства – достижение самодостаточного и самообеспечивающегося уровня в небольших хозяйственных коллективах. Что было возможно только в благоприятные годы.

     

    Характерные особенности скотоводства:

    а) круглогодичное содержание скота на подножном корму;

    б) вертикальный характер кочевания из низкорасположенных горных долин на выскогорные пастбища в зависимости от сезонов года.

     Тип кочевого скотоводческого хозяйства. Преимущественно естественное водопользование, основанное на утилизации водных ресурсов предгорных и высокогорных районов, хорошо обеспеченных атмосферными осадками и поверхностным стоком. Такой тип не требовал частных и длительных миграций, стоянки были более продолжительными по времени и зависели от количества травы на близлежащих пастбищах.

    Состав стада зависел от адаптационных возможностей каждого вида животных к условиям внешней среды, их продуктивности и возможности их использования в системе социально-экономических отношений. В основном состав стада был представлен лошадьми, овцами, крупным рогатым скотом. Верблюды, ослы, мулы и козы в Кыргызстане были распространены мало, но большое значение в хозяйстве имели яки, хорошо приспособленные к горным условиям.

                Производственный цикл основывался на учете наличия травяного покрова в том или ином районе в зависимости от времени года. Вся территория выпасов делилась на 4 типа сезонных пастбищ:

    1) зимние (кыштоо) – стационарное пребывание в одном месте;

    2) весенние (кактоо) – маятниковое движение в сторону летних пастбищ;

    3) летние (жайлоо) – продолжительные стоянки с короткими перекочевками;

    4) осенние (күздөө) – маятниковое движение в сторону зимних пастбищ.

     

    В экстремальных условия (снегопад, гололед, буран, метели), когда наступала бескормица (джут) кыргызы прибегали к совместно-последовательному выпасу скота (тебеневание). Сначала на пастбища выпускали лошадей, которые копытами разгребали снег и поедали верхушки трав, за ними следовал крупный рогатый скот, съедавший середину стеблей, все остальное доедали овцы. Такой порядок являлся важным инструментом обеспечения скота кормами в неблагоприятные периоды.

     

                Характерной чертой кыргызского скотоводства являлось его абсолютная зависимость от природно-климатических колебаний.

     

    Социально-экономические отношения

                Социальная организация кыргызского общества представляет собой довольно сложную систему, которая определялась гениалогическими, кровно-родственными, хозяйственными, военными, культурными и другими связями. Главным среди них было единство интересов и целей, возникавших в процессе общественного производства.

     

    Социальная структура кыргызского общества

                Малая (моногамная) семья. В ней обеспечивалось биологическое и социальное воспроизводство человека: происходило овладение речью, вырабатывались навыки общения и стереотипы поведения. Формировалось ценностные ориентации и приобретались первичные знания. Несмотря на все усилия, семья не могла обеспечить своих потребностей в полном объеме и не являлась экономическим базисом социальной организации.

                Большая патриархальная семья – объединение нескольких семей в рамках одного хозяйства в распоряжении такой семьи могло находиться более 1000 баранов и до 100 лошадей. Она представляла собой самостоятельную хозяйственную ячейку и фактически являлось общиной.

                Пастбищно-кочевая община (айыл) – наиболее важный институт социальной организации.

     

    Пастбищно-кочевая община

    Причины возникновения:

    1) необходимость коллективной организации производственного процесса в условиях кочевого и полукочевого скотоводства, при котором индивидуальные, малые семьи не могли быть самостоятельной экономической силой;

    2) необходимость совместной защиты от внешних угроз;

    3) необходимость обеспечения нормальной жизнедеятельности всех членов коллектива.

     Главой айыла был айыл аксакалы, по решению которого проводились все важные мероприятия, связанные с круглогодичным кочевым циклом. Он также решал вопросы приема гостей, организации похорон и поминок, устройства браков. Основным регулятором общественных отношений были традиции. Поведенческие стереотипы человека регулировались внутренним самоконтролем и психологическим воздействием коллектива. Каждый шаг индивидуума должен был соответствовать традиционным нормам. Формировались также духовные установки, как культ предков, уважение к старшим, престиж общины и рода, толерантность и т.д.

                Система коллективизма и родовой взаимопомощи не приводила к социальной гармонии. Члены общины занимали неравное положение. Кому-то принадлежала ведущая роль, а кто-то подчинялся. Распределение материальных благ и возможности самореализации личности тоже были разными.

                Структурно и хозяйственно община не являлось целостным образованием. В зависимости от сезона и производственных задач она могла распадаться на отдельные кочевые группы.

     

                Урук- небольшое этническое объединение, которое состояло из группы родственников, имеющих общего предка в 5-7 колене. Они селились одним аилом и имели общее хозяйство.

     

    Уруу – обычно состоял из нескольких уруков или представлял один большой урук. Иногда сюда примыкали и чужеродные элементы. Уруу имел свою территорию кочевания. Но его хозяйственные связи не были прочными. Уруу мог распадаться на отдельные хозяйственные группы, которые могли кочевать в составе других этнических образований.

     

    Эл - этническое образование, объединяющее людей в соответствии с гениалогической идеологией в общую генетическую линию до 13-14 колена. Эл имел общие политические и экономические интересы, обладал собственной пастбищной территорией, имел свою тамгу и свой боевой клич. Мог вести самостоятельные боевые действия против любых других  объединений. Эли имели определенную иерархию. Они делились на малые и большие, слабые и могущественные. Более слабые подчинялись сильным, пасли их скот, прислуживали во время праздников, оказывали другие услуги.

     

    Особенности социальных отношений

                1. Наличие, наряду с указанной выше, развитой и многоступенчатой родоплеменной организации, которая порождалась особенностями передачи информации и собственности в кочевой среде.

    Знание тщательно охранялось от чужих и передавалось от отца к сыну. В основном эта информация касалась среды обитания, её особенностей и ресурсов. Точно так же передавалось и имущество. Община представляла собой иерархию социальных групп, организованных на основе гениалогического родства.

        2. Жесткая привязанность индивидуума к системе редистрибутивных отношений, что проявляется во включенности каждого в какой - либо коллектив, осуществляющих эту редистрибуцию (род, община и т.д.).

        3. Община являлась важнейшим элементом социального деления. Человек рождался, жил и умирал, привязанным к месту жительства, занятиям, образу жизни, в точности повторяя путь своих предков. Изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний. Человек вне её становился изгоем, отверженным, врагом.

        4. По сословно-кастовому признаку кыргызское общество делилось на 2 категории: ак-сөөк (белая кость) и кара-сөөк (чёрная кость).

     

               

     

    Белая кость:

    - манапы появились в средние века, свое происхождение вели от биев и батыров. Это – знатные люди, обладавшие политическими привилегиями и правом выбора верховного манапа. Манапство не было однородным, а делилось на определенные категории с различным статусом: а) ага (чон) манап наследственный манап. Как правило, имел большое влияние и богатство;

            б) чала манап – второстепенный манап, подчиненный старшему манапу;

            в) чолок манап – мелкий манап, был родственником знати, но не обладал стабильным имущественным положением;

           г) букара манап – обедневший манап;

        - бии – предшественники манапов в социальном отношении. Главная их обязанность – осуществление судебных функций. Обычно избирались народным голосованием на определенный срок, но иногда это звание было и наследственным;

       - батыры – социальная категория, которая имела большой социальный вес и влияние. Звание батыра присваивалось за личные подвиги и храбрость и никогда не было наследственным. Ученые-кыргызоведы считают, что бийство и манапство выросли именно из этой категории. Их можно отнести к господствующему классу, поскольку они играли большую роль в военно-политических структурах кыргызского общества, особенно в XIY- XIX вв. во время бесконечных военных конфликтов. Формирование этого сословия было основано на принципах приоритетности личных достоинств индивида.

     

    Черная кость:

     - баибогатые, состоятельные люди без особых политических прав. Они тоже имели определенную градацию:

    а) чон бай- большой, добрый бай;

    б) ордолуу бай- потомственный бай;

    в) сасык бай - жадный, вонючий бай.

    - аксакалы (белобородые) – старейшины, которые руководили жизнью общины, пользовались всеобщим почетом и уважением. С ними считались знатные люди. Решения совета аксакала имели силу негласного закона;

    - букара (подданный, простолюдин, пришлый)- рядовые кочевники-общинники, основа традиционного общества кыргызов. К ним относились:

    а) кедеи-бедняки;

    б) бечара-обездоленные;

    в) малаи- прислуживающие богатым людям ;

     

    - кулы (рабы) – политически бесправное сословие;

     

    - кирме - чужеземцы, принятые в общины, также не обладали политическими правами.

     

       Пастбищно-кочевая община

    Есть мнение, что деление кыргызов на белую и черную кость не было имущественным или сословным. Прямые потомки родоначальника считались белой костью, а потомки примкнувших к этому роду позже – черной костью. Естественно, что принадлежность к первым давала определенные преимущества.

    Родовые общинники и знатные богатые люди могли существовать и обеспечивать функционирование скотоводческого хозяйства только в процессе совместного взаимодействия. Первые получили необходимый прожиточный минимум, а вторые – возможность увеличивать свои богатства. Все выглядело как родовая помощь. Манап или бай должен был помогать бедняку и даже прощать долги, а бедняк не мог уклониться от помощи своему сюзерену.[5]

     

    Эксплуатация в традиционном обществе кыргызов

     

    При кочевом способе производства рабский труд не мог быть основой хозяйства по следующим причинам:

    1) кочевое производство не требовало большого количества рабочих рук;

    2) потребность феодальной верхушки в дополнительной рабочей силе легко удовлетворялась за счет внутренних ресурсов, поэтому частная собственность на скот и экологическая неустойчивость кочевого хозяйства приводили к появлению малоимущих и неимущих лиц;

    3) рабский труд невыгоден потому, что кочевому хозяйству были нужны работники-профессионалы, знающие географическую среду. Климат, нравы животных, условия выпаса и т.д.

    Основной формой эксплуатации рядового населения являлось обложение его рядом явных или завуалированных повинностей в пользу родоплеменной аристократии.

               

    Итак, в программе развития поколений кыргызского народа как основное направление эволюции была заложена коллективная форма жизненной ориентации. Взаимопомощь, совместная борьба за выживание была основной мотивацией народа, постепенно оформившаяся в государственность кыргызов.

                Такая ориентация присутствовала в политической системе енисейских кыргызов во все времена существования их государственности.

     

     

    5. Сообщения эпоса «Манас» о символах, атрибутах и компонентах государственного аппарата кыргызов

     

    Эпос «Манас» сообщает нам о различных атрибутах и символах государственности древних кыргызов. так в «Манасе» неоднократно упоминаются применение печати (мөөр), флага, стяга, знамени (байрак), асаба, желек, туу). Обратимся например к следующим строкам:

     

    катчыга катын жаздырды       велели писцу письмо написать

    кандык мөөрүн бастырды       и ханскую печать поставить

    (Манас.ВСО.2-китеп,1980.с.78.)

     

    Согласно эпосу у каждого рода были свои знамена. Например, о знамени отца Манаса Жакыпа говорится:

     

    Бай Жакыптын кызыл туу

    Байкаганга сөзү бар

    Кыргыздын кыйла тобунан

    Алыс жерден калган туу

    Башкы атасы Бабыркан

    Андан калган ушул туу

    Красное знамя бая Жакыпа

    Кто заметил, то слова  такие:

    От множества кыргызов

    С давних пор сохранившееся знамя

    От первопредка Бабыр-хана осталось это знамя.

     

     

    (Манас.ВСО.2-китеп,1980,с.78)

     

    Судя по сообщениям эпоса, знамена у кыргызов существуют с древних времен и были различного цвета. Эпос «Манас» довольно убедительно повествует о знамени (стяге, флаге), являющемся символами государственности кыргызов. Это видно и из богатой терминологии эпоса: асаба, байрак, желек, туу. По нанесенным на них тамга, можно было узнать, какому племени или роду принадлежит флаг или знамя.[6]

    Эпос «Манас» содержит некоторые сведения о таком атрибуте верховной власти как трон-такты или так. В сюжете эпоса противники кыргызов, услышав о юном Манасе хотят его похитить и посадить на трон, ради того, чтобы от него получить потомство.

     

    Намыз кылбай, кеп кылбай

    Алтын такка мингизип

    Андан туулган баланы

    Кан көтөрүп алалык

    Без стыда и лишних слов

    Посадим его на золотой трон

    Родившегося от него мальчика

    Выберем ханом

    (Манас. ВСК. 1-китеп,1995,С.222)

     

    Наряду с такты (троном) в эпосе неоднократно упоминаются и таажы(корона). Так, по сюжету эпоса, когда юного Манаса поднимают на белой кошме и избирают его ханом кыргызов, говорится:

     

    Хан өкүмүн тийгизди

    Хан таажысы ушу деп

    Хан Манастын башына

    Жыгалуу бөрктү кийгизди

    Ханской властью наделимы

    Приговаривая: вот это ханская корона

    На голову хана Манаса

    Высокую ханскую шапку надели

    (Манас.ВСО. 1-китеп, 1978.С.272.)

    В этих строках упоминается термин жыга (жыгалуу бөрк), истолковываемого в нескольких значениях. В одном из значений переводится как головной убор хана, в другом- термин жыга относится и к печати (мөөр) - («жыгалуу мөөр»-«особая ханская печать»).

    Важным признаком государственного аппарата является упоминание эпосом сведений о казына-казна, бажы-таможня, алман-налог.

                В большинстве случаев  в эпосе бажы означает налог со скота. Об этом свидетельствуют следующие строки:

    Бажыдан жыйган түмөн мал

    Казы калык түмөн мал

    Кастык кылып бу бурут,

    Алганы жүргөн кези экен

    Бир шумдукту каканга

    Салганы жүргөн кези экен.

    Собранное от налога

    Множемтво скота

    Множество казенного скота

    Враждебно настроенный этот бурут,

    хочет оказывается забрать,

    какую-то хитрость кому-то хочет показать

     

    Таким образом, отраженные в эпосе вышерассмотренные термины, позволяют нам констатировать, что они выполняли роль символов и атрибутов государственного аппарата. Материалы эпоса «Манас» являются важным дополнением при изучении символов государственности.

     

    О дипломатической службе кыргызов

    Эпос «Манас» является важным источником по изучению дипломатической службы у кыргызов. Об этом свидетельствует наличие в нем таких терминов как элчи (посол), элчилик (посольство), тилмеч (переводчик), чечен (государственный советник, оратор), сынчы (эксперт), кашка (вожди племен, члены дружины) и другие. В эпосе «Манас» описана и церемония отправления  и принятия послов. Сведения из эпоса подтверждаются письменными источниками.[7]

                Хронологически первые сведения о посольствах кыргызов мы узнаем из китайских письменных источников. Так, первые дипломатические отношения енисейских кыргызов с Китаем начались в 648 году. Создание двух посольств кыргызов в Китае было предприянто в 650-683 годах, одно в 705-711 и четыре в 713-755 годах.[8] Было отправлено посольство в Тибет кыргызским каганом Барсбегом в 720 годах во главе с послом Эрен - улугом. Дипломатические связи кыргызов с разными странами наблюдались и в последние времена вплоть до присоединения Киргизии к России. И потому к сообщениям Манаса о послах и посольствах следует отнестись с доверием. Эти сообщения могут стать важным источником при исследовании вопросов истории дипломатии кыргызов. Особенно это касается  некоторых малоизвестных деталей: о неприкосновенности послов, их поведения, этикета, социальной категории, имеющих отношение к дипломатической службе.

     

    О военном искусстве как важном признаке кыргызской государственности

     

    Армия являлась главной силой, на которой держалось могущество любого государства. В древнем государстве кыргызов все молодое мужское население практически считалось воинами и обязаны были по первому зову хана готовиться к походам. В мирное время часть из них служили джигитами при самом хане в его ставке или при его сыне – молодом наследнике, или охраняли дальние места, подступы к усулам, аилам, стойбищам. Войско состояло не только из кыргызов, оно было сложным по родоплеменному составу.[9]

                Военная система кыргызского государства для того времени была достаточно сложной по функциональному распределению упор в таких войсках делался на естественные свойства человека, развитые им в процессе трудного выживания в постоянных походах, лишениях, рассчитывающего на себя и собственные силы. Каждый воин обладающий какими – либо феноменальными способностями, мог предложить свои услуги хану или его военноначальникам взамен он мог расчитывать на землю, военную добычу, награды.

    Кыргызские войска владели довольно большим искусством ведения боя в самой различной обстановке: тактическим, стратегическим, оборонительным, различными силами, будь-то крупные силы или же средние и мелкие группы, включая единоборство батыров со своим противником.

     

    Структура войска древних кыргызов

    Схема № 5

     

    Наименование войск

    Их назначения

    1

    Верховные

    Составляли основу кыргызской армии и состав из 2-х групп: легковооруженной и тяжеловооруженной

    2

     

    Пешие

    Предназначались для взаимодействия с кавалерией и ведения боя в сложных условиях рельефа, какими являются горы, леса, горные перевалы, реки, пустыни и другие препятствия

    3

    Кавалерийская гвардия

    Выполняла роль главной ударной силы и охраняла государство

    Войска были вооружены довольно разнообразным видом оружия и техники: от легкого и тяжелого, включая артиллерию (каменные ядра).

     

     

    Таким образом, устройство кыргызской армии по сообщениям эпоса было на самом высоком уровне, что подтверждается другими источниками, прежде всего, археологическими и письменными. В составе войска были мастера по изготовлению и ремонту оружия и боевого одеяния и других предметов военного назначения. Воины по эпосу были укомплектованы всем необходимым, включая походной юртой жолум үй») и пищей («күл азык»). Были свои музыканты и другие участники военных действий, выполняющие необходимые работы. Сообщения эпоса отражают реальную действительность. Таким периодом в истории кыргызского народа был енисейский период, когда они имели мощный военный потенциал относительно того времени. Все эти реалии в художественной и стихотворной форме дошли до наших дней, благодаря не одному поколению талантливых сказителей.

    В результате всех побед и подвигов Манаса вместе со своими соратниками  кыргызы вновь занимают свои земли на Тянь-шане и Алае. Соседние агрессивные государства сыграли объединительную функцию для всех енисейских кыргызов. Всё, через что прошли Манас и его народ было уроком выживания кыргызского народа, кыргызского государства.

     

    ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

     

    Можно констатировать, что в эпосе" "Манас" наиболее отчетливо прослеживаются основные социально-политические воззрения кыргызов. процессы становления к развития основных элементов социальной структуры и их изменения соответственно тем или иным этапам истории.   

    - культ Теңир как неба-бога, в начале является культом природы и космоса, через который кочевник пытался уяснить единство и целостность природы (мира) и самого себя.

    - образ Теңир в сознании предков древних кыргызов принимается как всеобъемлющее и синкретическое начало, как космос и порядок, как натурфилософская субстанция, являющаяся всем и причиной всего, а также как тотем всех тотемов.

                В политической системе енисейских кыргызов в периоды их наибольшей активности и создания государственности мы видим, что основная энергетическая и функциональная нагрузка выполнялась такими ее элементами как государство, род, личность, а сопутствующими элементами были идеология, политическое сознание, политические отношения, политические нормы;

    - хан (образ Манаса) был военноначальником у своего народа в первую очередь, затем отцом, мудрецом, главой государства, отвечающим за политический статус государства, за территориальную целостность, за материальный достаток, продолжение родов и народов, за внутренний порядок и социальную стабильность, нерушимость обычаев, традиций, за сохранение своего законного статуса.

    -характеризующими компонентами политической системы конкретного национального сообщества являются: государство, политические организационные формы самовыражения населения, личность, наличие определенной идеологии (религии), наличие социальной, классовой структуры общества;

    -в узком смысле, политическая система енисейских кыргызов в пору расцвета их государственности, а это было не один, включая в себя, по нашему мнению, такие элементы как государство, род и личность. Гражданское население или мы говорим, гражданское общество, составляло семья, религиозные культы, физические субъекты хозяйствования, сказители как связующие поколений, времени, а также род и личность;

          - в широком смысле политическая система енисейских кыргызов включала не только само государство, родовую организацию и личность, но и политическое сознание, политические идеи, идеологию, политические отношения, политические нормы и политический опыт. Субъектом бурной политической жизни был сам народ и составляющие его части, роды, племена, т.е. неоднородная масса населения, где часть вела мирный образ жизни, насколько это было позволено образом жизни и динамичным временем, другая часть народа вела постоянные войны или защищала сородичей, в мирное время также занималась разными хозяйственными делами. Интересы народа в целом или в части (родовые интересы, интересы других социальных групп) представляли правитель-хан, родоначальники, военные предводители, отдельные личности по поручению хана;

    -идеология енисейских кыргызов, как и многих других народов Востока была более связана с пониманием единства человека и мира, человека и космоса-Хан Тенгри. Это понимание единства заложено во всех жизненных проявлениях, любое человеческое действо было связано с благовелением, поддержкой высших сил, Бога.

                Идеология тенгрианства выражалась в непосредственных идеях самого бытия, в повседневных поступках, в отношении к окружающим, в характере кыргызов, в основных правилах поведения как внутри своего рода, семьи, так и в окружении;

    - в древние века род являлся политизированным элементом государства, политическоц системы. Род был формой политического, экономического выживания народа. Постепенно сказания о роде, племени и народе сформировались в санжыру-родословную, которая когда-то утверждалась решением общины. Потом стало традицией, каждый мальчик с семи лет должен был знать своих предков до седьмого колена, иначе его называли рабом, в значении – безродным или незаконнорожденным. Жизнь доказывает, что родословная – это духовное богатство народа, его поколений, историко-этнических кыргызов;

    - в политической системе енисейских кыргызов в периоды их наибольшей активности и создания государственности мы видим, что основная энергетическая и функциональная нагрузка выполнялась такими ее элементами как государство, род, личность сопутствующими элементами были идеология, политическое сознание, политические отношения, политические нормы.

    - хан (образ Манаса) был военоначальником у своего народа в первую очередь, затем отцом, мудрецом, главой государства, отвечающим за политический статус государства, за территориальную целостность, за материальный достаток, продолжение родов и народов, за внутренний порядок и социальную стабильность, нерушимость обычаев, традиций, за сохранение своего законного.

     

     

    Вопросы для обсуждения

     

    1.                   Главные социально-политические идеи в эпосе «Манас»
    2.                   Какие черты военной демократии наблюдаются в традиционном кыргызском обществе? Обсудите и приведите примеры проявления военной демократии по эпосу «Манас».
    3.                   Охарактеризуйте политическую систему енисейских кыргызов? Что она включала в себя?
    4.                   В чем выражалась идеология тенгрианства древних кыргызов?
    5.                   Какие атрибуты и символы государственности встречаются в эпосе «Манас»?

     

     

    ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ №2

    Источники:

    1.Манас. Киргизский героический эпос.- М.:Наука, кн.1.. 1984; кн.2., 1988; кн.3.1990; кн.4.-М.:Наследие,1995.

    2.Манас: Кыргыз элинин баатырдык эпосу. С.Орозбаковдун варианты боюнча (ВСО). 1 –китеп._Бишкек, 1995; 2-китеп-Бишкек,1995; 4-китеп.-Бишкек,1997.

    3.Манас:Кыргыз элинин баатырдык эпосу.Саякбай Каралаевдин варианты боюнча академиялык басылышы.-Бишкек:Кыргызстан, 1-китеп,1995;2-китеп,1995;3-китеп,1998.

    4.Семетей:Эпос.Саякбай Каралаевдин варианты боюнча.1-китеп Фрунзе: Кыргызстан, 1987; 2-китеп-Фрунзе:Адабият.1989.

    5.Сейтек: Эпос. Саякбай Каралаевдин варианты боюнча.-Фрунзе:адабият.1991.

     

     

    Основная литература:

    1. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.-М.:Наука, 1971; 2-изд.-Бишкек,1990

    2. Безертинов Р.Н. Тенгрианство-религия тюрков и монголов. Издательство «Аяз», Набережные челны.1997.

    3. Малабаев Дж. М. История государственности Кыргызстана /НАН КР, Институт истории-Бишкек:Илим, 1997.

    4. Мукамбаева Г.А. Манас и право.-Бишкек.2003.

    5. Молдобаев И.Б. Эпос «Манас» как источник по истории государственности кыргызов.-Б., 2003

    6..Подкуйко Ю., Выговская В., Карабаев Э. Основные проблемы истории Кыргызстана. Учебное пособие. – Бишкек. 2007

    7. У истоков кыргызской национальной государственности - Бишкек:Илим, 1996.

     

    Дополнительная литература

    1. Аджи М. Тюрки. Великая степь-М., 2004

    2. Акмолдоева Ш.Б. Духовный мир древних кыргызов (по материалам эпоса «Манас»). Кырг.государственный национальный университет.-Бишкек:Илим,1998.

    3. Бартольд. В. В. Киргизы. Исторический очерк. Т.1., ч.1.1963.

    7. Молдобаев И.Б. «Манас» - историко-культурный памятник кыргызов.-Б.:Кыргызстан,1995.

    4. Сарыгулов Д. Судьба кочевников в XXI в. –Бишкек, 2001;

    1. Урманбетова Ж.К. Культура кыргызов в проекции философии истории. -Бишкек, 1997 и др.

    [1] Молдобаев И.Б. Эпос «Манас как источник по истории  государственности кыргызов.-Б.: 2004.С.16»

    [2] Малабаев Дж.М. История государственности Кыргызстана.  -Бишкек, Илим,1997.С.31.

    [3]Ю.Подкуйко, В.Выговская,Э.Карабаев Основные проблемы истории Кыргызстана Учебное пособие Бишкек 2007 стр. 54

    [4] Ю.Подкуйко, В.Выговская,Э.Карабаев Основные проблемы истории Кыргызстана Учебное пособие Бишкек 2007 стр. 65

     

    [5] Ю.Подкуйко, В.Выговская,Э.Карабаев Основные проблемы истории Кыргызстана Учебное пособие Бишкек 2007 стр. 73.

     

    [6] Молдобаев И.Б. Эпос «Манас» как источник по истории государственности кыргызов. С.43.

    [7] Молдобаев И.Б. Эпос «Манас» как источник по истории государственности кыргызов. С.50

    [8] Бартольд. В. В.  Киргизы. Исторический очерк. Т.1., ч.1.1963,с.482-483).

    [9] Мукамбаева Г.А. Манас и право.-Б., 2003.С.176-182

Данные с сайта можно использовать для подготовки собственных работ.

Большинство работ содержат данные по Кыргызстану, проверены и удачно защищены в ВУЗах КР.

Стоимость электронного варианта готовых работ : курсовой, презентации - 150 сом , дипломной - 500 сом.

магистерской, кандидатской диссертаций - 1000 сом, срс, реферата, доклада - 100 сом

Получить любую работу можно также на маил, предварительно оплатив с помощью загрузки единиц на номер.

Также можно заказать индивидуальную работу с сопровождением до защиты по телефону

0772 66 07 68

Индивидуальные курсовые и презентации от 250 сом

Индивидуальные дипломные работы от 3000 сом (дипломные сопровождаются отзывом, презентацией, рецензией и докладом).

Ознакомиться с работами и оплатить  можно  по адресу г. Бишкек, ул. Киевская пересекает  ул.Турусбекова Интернет клуб "Орион"

Для личной встречи с 8 00 до 11 30 Контактный телефон: 0772 66 07 68

Возможна высылка готовых работ по электронной почте на e-mail:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  при оплате с помощью загрузки единиц на контактный номер

 

О нас

university building

Student312.com — сайт контрольных, срс, эссе, сочинений рефератов, курсовых, дипломных и диссертационных работ, учебников, шпаргалок и лекций.
Сайт создан для помощи студентам, ученикам и учителям - для тех кто хочет учиться

У нас вы можете заказать авторские и скачать бесплатные рефераты на самые разнообразные темы. Наша база содержит такие популярные тематики как социальные, гуманитарные и естественные науки, математика и технические науки. Найти нужный реферат в базе достаточно просто – реализован удобный поиск и сортировка.
Если у вас есть работа, вы можете ее добавить в нашу базу.

Так же Вы можете научиться оформлять работы по стандартам Вашего учебного заведения. На этом сайте Вы можете также заказать рецензии, отзывы и презентации к дипломным и диссертационным работам  с сопровождением до защиты!