• Call Us/Позвонить нам 0772 66 07 68
  • Mail Us/Написать нам Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Поиск по сайту

Вы здесь: Судьба эпоса «Манас» в 30-50гг xx века
  1.     

    Судьба эпоса «Манас» в 30-50гг после Октября: изъятие из обращения эпоса

    «Манас», «Великий поход», «Манас великодушный как «антинародные» книги. В начале 30-х годов, когда в стране усиливается борьба на идеологическом фронте с так называемыми врагами советской власти, буржуазными и националистическими элементами, эпос начинает подвергаться критике. В кыргызской науке (истории, литературе) развертывается борьба за «чистоту» пролетарской идеологии, против контрреволюционных, буржуазных, антипартийных течений. Более того, Киргизским обкомом ВКП (б) была подвергнута критике бай-манапская идеология, идеи «Алаш-орды» (К.Тыныстанов, Карачев и другие). Народные эпосы были признаны вредными, отражающими интересы чуждых пролетариату классов. Судьба кыргызских ученых в годы сталинизма (З. Бектенов, Т. Саманчин, Т. Байджиев и другие).

    В те суровые годы «идеологической ошибкой» считалось все то, что относилось к дореволюционному прошлому и вся произведения написанные на материале фольклора были признаны «политической ошибкой».

                В послевоенный период идеологизация науки стала приобретать уродливые формы. Разгромные постановления ЦКВКПС от 14 и 26 августа 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград» и «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» оказалось началом новой послевоенной волны «разоблачений и преследований». Жертвами стали писатели А.А. Ахматова и М.М.Зощенко, а также многие деятели культуры, обвиненные сначала в «низкопоклонстве», а позже в «космополитизме»[1], аналогичные постановления были приняты по кинофильмам «Большая жизнь» и «Иван Грозный», опере «Великая дружба», репертуаром драматических театров. В 30-40-х начале 50-х годов стали подвергаться нападкам советские писатели, ученые и общественные деятели по всей стране. В протаскивании буржуазно-националистической идеологии в кыргызской литературе, фольклоре и искусстве Киргизии были обвинены такие ученые филологии, как Тазабек Саманчин, Зияш Бектенов, Ташим Байджиев, Х. Каралаев, К.К. Юдахин, И.А.Батманов и другие. Самым первым «врагом народа» и в духовном наставничестве обвинили и расстреляли в числе 138 общественно-политических деятелей, крупного ученого К.Тыныстанова, который внес огромный вклад в развитие Кыргызского языкознания и оставил большое литературное наследие. Позже, 4-мая 1950 году арестовали профессора З.Бектенова, который возглавлял в то время сектор «Манас» в КирФАНе СССР, а Ташима Байджиева арестовали раньше (10 января 1950 г.).Их обвинили как учеников и продолжателей дел «националиста» К.Тыныстанова.[2] Из того тюремного заключения закрытого политического лагеря, куда были отправлены на 10 лет Т.Байджиев, З.Бектенов, Т.Саманчин вернулись только двое. Это З.Бектенов и Т.Саманчин. Т.Байджиев умер в тюрьме 2 февраля 1952 году, так и не дождавшись справедливости.

                Почти весь репертуар кыргызских театров состоит из пьес, написанных на основе эпоса и сказки: «Манас», «Айчурөк», «Манас и Алманбет», «Джаңыл», «Курманбек» и др. В этих произведениях идеализируется и воспевается прошлое-писалось в статье газеты «Советская Киргизия» (1946 года 6 сентября). Важное значение в правильном осмыслении, освоении и использовании кыргызского фольклора и богатейшей народной музыкальной культуры, в изучении дореволюционной литературы возлагалось на широкое обсуждение этих вопросов среди научной интеллигенции. Однако оно было проведено с позиции социологического вульгаризма, обмен мнений был подменен огульной критикой инакомыслящих. Это отразилось на публикации эпоса «Манас», главы «Великий поход».

          «В 1946 году - вспоминал профессор З.Бектенов, - в республике шла бурная подготовка к проведению 1100-летнего юбилея эпоса «Манас». Для проведения юбилея правительством было выделено 6 млн. рублей, была подключена вся научная общественность республики, составлена комиссия из 110 человек по его проведению и подготовке. К юбилею планировалось выпустить 6 томов, посвященных эпосу «Манас». По выпуску эпоса «Манас» была составлена специальная редакционная комиссия из 9 человек: по первому разделу «Манас» (ответ. редакторы К.Маликов, К.Сооронбаев, О.Джакишев); по второму разделу «Семетей» (Т.Байджиев, А. Токомбаев, К.Көлбаев); по 3- му разделу «Сейтек» (К.Рахматуллин, Т.Сыдыкбеков, М.Догдуров).

                Но после выхода постановлений о журналах «Звезда» и «Ленинград» в 1946 году речь о проведении юбилея эпоса «Манас» прекратилась. В конце 40-начале 50-х годов среди научной общественности об эпосе «Манас» распространилась поговорка:

                Манас! Манас!

                Ты кормишь нас, и ты угробил нас….

     

                Так, в один из дней июня 1952 года во Фрунзе было проведено обсуждение эпоса «Манас». Решалась его судьба: признают ли эпос народным или наоборот, объявят антинародным. В ней принимали участие также ученые из Москвы, Ленинграда, Ташкента, Алма-Аты, Уфы и других городов бывшего СССР. В результате борьбы мнений на этой конференции был сделан общий вывод, что эпос «Манас» является в своей основе народным эпосом. Однако, местные опричники Сталина и Жданова, выискивавшие «националистов» и «врагов народа» по всей стране, нашли их также и в эпосах. Так, в Азербайджане «антинародным» был объявлен эпос «Деде Коркуд», в Узбекистане - эпос «Алпамыш». Ценители эпоса и в нашей республике публично, в печати накинулись на «Манас», спекулируя на советско-китайской дружбе (один из сюжетов эпоса повествует о походе кыргызов на Китай). Им, по всей вероятности, хотелось, если не переиначить историю, то хотя бы преподнести в розовых тонах трагические события в жизни народов – соседей [3].

                В «Манасе» нашли «панисламистские и пантюркистские идеи», якобы «чуждые и враждебные» народу. В октябре 1952 года бюро ЦК КП (б) Киргизии, рассмотрев вопрос об эпосе «Манас», отметило, что наряду с народным содержанием, эпос проникнут «феодально-клерикальной идеологией»[4].

                Многие научные работники и писатели были обвинены в идеализации эпоса «Манас», в рассмотрении его с точки зрения «антимарксистской теории единого потока». Наиболее «реакционным» признали эпизод из эпоса «Великий поход». Решением постановления бюро ЦК КП (б) Киргизии от 1952 года об эпосе «Манас» были изъяты из обращения книги «Манас», «Великий Поход», «Манас Великодушный» (изд.в 1941, 1946,1948-х гг.). Таким образом, в огонь были брошены и изъяты из обращения -15тысяч экземпляров эпоса «Манас», изданного в Ленинграде в 1946 году. Столько же экземпляров насчитывалось и на кыргызском языке.

                Эпос был издан и на языке оригинала в Москве в 1949 году. Каждый экземпляр эпоса на любом из двух языков стоил в то время сто рублей.

                Этот эпос мирового значения ученый З.Бектенов переложил на прозу по варианту С.Орозбакова. Был выполнен, таким образом и прозаический пересказ. И эти шедевры полетели в огонь. В связи с выискиванием «националистов» и «врагов народа» в республике совершенно сознательно было уничтожено бесценное культурное достояние и духовное наследие кыргызского народа. Но пришло время, когда наконец восторжествовала справедливость и эпос «Манас» ныне признан всеми народами мира как величайшее культурное творение кыргызского народа.

                            Только после преодоления культа личности, глубоких изменений всех сторон общественной жизни стало возможной полная реабилитация народного эпоса «Манас».

    С середины 50-х годов вновь была возобновлена работа по всестороннему исследованию и изданию эпоса.

                Проблемы комплексного изучения эпоса «Манас».

                Время сложения и развития эпоса.

                Его значение в мировой культуре.

     

    В ряду эпического наследия народов земли эпос «Манас» является одним из великих сокровищ духовного богатства человечества, это монументальное творение народов земли эпос «Манас» является одним из великих сокровищ духовного богатства человечества, это монументальное творение гения кыргызского народа, памятник его языка, сознания, разума. Кыргызы были истинными поэтами и создали самый большой в мире эпос, по своему объему занимающий первое место среди эпосов мира: если «Рамаяна», «Махабхарата» в 2,5 раза меньше «Манаса», то «Шахнаме» в 5 раз, а «Илиада» и «Одиссея» взятые вместе в 20 раз уступают объему «Манас», и, конечно, только тот, кто глубоко чувствует и понимает красные переливы и мощные образы, сотканные из слов богатого и гибкого литературного языка кыргызов, может насладиться и оценить высокую поэзию чувств, стройную логику и отточенность мыслей вечного эпоса.

    Еще одна уникальная особенность эпоса – это то, что он сегодня является живым и развивающимся произведением именно устного народного творчества, и это несмотря на то, что около 80 полных и неполных вариантов его уже записаны и хранятся в фондах НАН Кыргызской Республики. Такое явление происходит благодаря многим поколениям сказителей – манасчи, оно исходит из древней не утерянной традиции создания эпоса импровизационным даром сказителей. Сегодня благодарная память народа хранит имена более 20 выдающихся сказителей. Со слов двух великих манасчи ХХ века Саякбая Каралаева и Сагынбая Орозбакова записана основная трилогия «Манас», «Семетей» «Сейтек», от других манасчи записано еще около 80 вариантов эпоса.


             [1] Запись беседы с профессором З.Бектеновым (автореферат кандидатской диссертации на соискание учен.степ. канд.ист.наук на тему : «Научная интеллигенция Кыргызстана в 1946-1955 годах Кенешбековой Б.Э.-Бишеке 1995г, Кыргыз Туусу 1995 год 7 января.)

     

    [2] Там же

                [3] Койчуев Т, Мокрынин В, Плоских В.М, Кыргызы и их предки. –Бишкек, 1994.

    [4] ЦГА ПД КР Ф.56 . ОП.4.Д.892 Лл 77-79

     

Данные с сайта можно использовать для подготовки собственных работ.

Большинство работ содержат данные по Кыргызстану, проверены и удачно защищены в ВУЗах КР.

Стоимость электронного варианта готовых работ : курсовой, презентации - 150 сом , дипломной - 500 сом.

магистерской, кандидатской диссертаций - 1000 сом, срс, реферата, доклада - 100 сом

Получить любую работу можно также на маил, предварительно оплатив с помощью загрузки единиц на номер.

Также можно заказать индивидуальную работу с сопровождением до защиты по телефону

0772 66 07 68

Индивидуальные курсовые и презентации от 250 сом

Индивидуальные дипломные работы от 3000 сом (дипломные сопровождаются отзывом, презентацией, рецензией и докладом).

Ознакомиться с работами и оплатить  можно  по адресу г. Бишкек, ул. Киевская пересекает  ул.Турусбекова Интернет клуб "Орион"

Для личной встречи с 8 00 до 11 30 Контактный телефон: 0772 66 07 68

Возможна высылка готовых работ по электронной почте на e-mail:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  при оплате с помощью загрузки единиц на контактный номер

 

О нас

university building

Student312.com — сайт контрольных, срс, эссе, сочинений рефератов, курсовых, дипломных и диссертационных работ, учебников, шпаргалок и лекций.
Сайт создан для помощи студентам, ученикам и учителям - для тех кто хочет учиться

У нас вы можете заказать авторские и скачать бесплатные рефераты на самые разнообразные темы. Наша база содержит такие популярные тематики как социальные, гуманитарные и естественные науки, математика и технические науки. Найти нужный реферат в базе достаточно просто – реализован удобный поиск и сортировка.
Если у вас есть работа, вы можете ее добавить в нашу базу.

Так же Вы можете научиться оформлять работы по стандартам Вашего учебного заведения. На этом сайте Вы можете также заказать рецензии, отзывы и презентации к дипломным и диссертационным работам  с сопровождением до защиты!