• Call Us/Позвонить нам 0772 66 07 68
  • Mail Us/Написать нам Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Поиск по сайту

Вы здесь: Манасчи XX века
  1.     

    Саякбай Каралаев

    Другой наиболее выдающиёся манасчы - наш современник Саякбай Каралаев из рода Бугу. Родился он в 1894 году в нынешнем Джеты-Огузском районе Иссык-Кульской области. Отец его был бедняком.  Саякбай с детство работал на найму. В 1916 году 22-летний джигит принимал участие в восстание киргизского народа и с некоторыми товарищами бежал в Китай, но на пути был задержан царскими солдатами. Часть задержанных была казнена, а Саякбай удалось бежать. До 1918 года он работал у одного кулака, затем добровольно вступил в Красную Гвардию, где пробыл до 1992 г.., участвуя в боях с белогвардейцами и басмачами. По возвращении из армии начал работать в сельских советских органах.

           Примерно в 1924 г, Саякбай встретился со сказителем Манаса Чоюке и усиленно стал изучать тексты исполняемого им эпоса, которым очень увлекался и раньше.

          Каралаев сам рассказывает о себе, что с детских лет он проявлял склонность к поэтическому творчеству и сочинял лирические стихи. Его первой учительницей была бабушка, которая очень много рассказывала ему о «Манасе». Хотя она не была сказительницей, но знала содержание Манаса и множество народных сказок , легенд, преданий и т. д.

         С 1924 г. Началась деятельность Каралаева как сказителя «Манаса». Вместе с тем он продолжал работать в своем хозяйстве, а в 1929 г, вступил в колхоз.

        Саякбай народный акын-орденоносец. Начало своей творческой деятельности он тоже

    связывает о сновидением, но делает некоторую оговорку; он стал петь «Манаса» только через семь лет после сновидения якобы потому, что во сне ему был указан этот срок. 

    Сейчас в исполнении Саякбая записаны все три части трилогии, т.е песни о Манасе, Семетее и Сейтеке. Кроме того, в последние годы от него записан ещё раздел эпоса, повествующий о правнуках Манаса. Вариант Саякбая, как по сюжетному построению, так и по стилю значительности отличается от Сагымбаевской поэзии.

     

    Сагынбай Орозбаков

    (1867-1930)- Кыргызский поэт-сказитель. Он был одним из немногих сказителей нашего времени, которая   исполнять все три традиционные части эпоса («Манаса», «Семетей», «Сейтек» и ВТО же время создавали собственные варианты). Одновременно Сагынбай исполнял другие эпические произведения, импровизируя на разные темы и по разным поводам. Запись версий Манаса созданных Сагынбаем началось уже в 1922г. С1922 по 1926 год на 5505 станицах было записано общей сложностью 180378 стихотворных строк, которые содержали только первую часть трилогии. К сожалению, не было возможность записать две другие части- Семетей и Сейтек.

    Сагынбай родился на юге Иссык- Куля. Его предки принадлежали к роду Саяк (племя Курман-Нойнок) который кочевал по Тянь- Шаню. Отец Сагынбая – Орозбак, которого он потерял в тринадцать лет , был музыкантом у манапа ориона из рода Сары Багыш. По преданию, он играл на карнае и мастерски исполнял старенные киргизские мелодии. Рещающим для становления будущего поэта сказителя было то, что его увлечения всегда поощрялось в семье. Уже ребёнком он проявлял интерес к устной поэзии и сказительству хотя с девяти лет обучался письму и чтению у узбекски       которые приходили в киргизское кочевье. Позднее его поэтическая одаренность проявилась в импровизациях не больших песен- стихов. Однако сказителем «Манаса» (который он стал исполнять уже в шестнадцать лет, Сыгынбай стал после переселения на Тянь-Шань вскоре после смерти отца вместе со старшим братом Алишером. Здесь в местечке Кочкор, где находилась зимняя стоянка его родовой группы он провёл много лет. Уже в двадцать лет он был в высшей степени желанным, уважаемым гостем, и потому очень скоро уже ног кормить себя и свою семью только за счёт своего пения, т.я подношениями тех, кто его принимал и слушал. Когда в 1926 г. была закончено запись первой части его трилогии «Манас» Сагынбай был уже тяжело болен. Дальнейшая запись стала невозможной.

     

    Баимбет Абдырахманов

    Сказитель Баимбет Абдырахманов был известен в народе под прозвищем Тоголок Молдо. Он родился в 1860 г, местности Куртка нынешней Тянь- Шаньской области и умер там же в 1942г. Отец его, имея среднее состояние, занимался животноводством и отчасти земледелием. Дед сказителя был известным акыном и сочинителем произведений народной музыки. Он носил прозвище Музооке. В семье Тоголок Молдо творческая традиции была очень сильно. Отец его иногда также выступал на аульных празднествах в роли певца.

    До 14-15 лет Баимбет учился в аульной старометодной школе, но в связи со смертью отца прекратил учёбу, стал заниматься сельским хозяйством, и сделался кормильцем семьи. Ещё в 14-1 5-летнем возрасте он начал проявлять способности певца. Дед его Музооке учил юношу песням и рассказывал сказки. Будучи грамотным Баимбет всё изученное старался записать. В эти же годы он начинает интересоваться эпосам Манаса и около двух лет находился пр сказителя Манаса Тыныбеке. Тоголок Молдо очень ценил Сагымбая, любил слушать его исполнение.

     

    Тоголок Молдо

                 В возрасте 22-23 лет Тоголок Молдо стал самостоятельным сказителем «Семетейчи», т.е. исполнителем второй и третий части трилогии «Манаса»-«Семетея» и «Сейтека». Полностью трилогию он не исполнял. Вообще он был хорошим знатоком многих видов киргизского фольклора и исполнял произведение различных жанров. В его исполнении записаны «Семетей» и отрывки «Манаса». Кроме того, от него записано «Детство Манаса» в прозаическом изложении, которое в основном повторяет сюжет Сагымбая. 

     

    Шапак Ырысмендиев   

    Современный сказитель Шапак Ырысмендиев родился в 1883 году в нынешнем Чуйском районе, в семье дехканина. Сам он детстве начал работать в сельском хозяйстве и жил впоследствии на доходу от него. Профессии певца была для него побочным делом любителя. Шапак не получил специального образования, но умеет читать.

         Настоящим сказителем он стал уже будучи взрослым, хотя и до этого знал и исполнял отдельные отрывки из эпоса. Начало своей сказительской деятельности Шапак объясняет тем, что он 26 году жизни увидел во сне Манаса. Из биографии сказителя видно, что он стал петь после того, как несколько лет находился при сказителя Балыка, его сына Найманбая, Акылбека, Сагымбая и других. Шапак не исполняет всей трилогий. Он – сказитель «Семетея» и «Сейтека», но исполняет также отрывки из «Манаса».

         Известным певцом и семетейчи является Молдобасан Мусурманкулов, народный артист Киргизии, орденоносец. Он родился в !881 г. Нынешнем Акталинском районе. Юность првёл в семье отца, имевшего бедняцком хозяйстве, затем отделился и стал жить на доходы от своей профессий певца.

    Молдобасан стал известным как певец, владеющим прекрасным голосом, уже с 17 лет. Он хорошо изучил игру на комузе и, кроме того, был гармонистом, посещал свадьбы, пиршества и другие торжества, выезжал далеко за приделы Тянь-Шаня, где исполнял свой репертуар, состоящий главным образом, из лирических песен.

                 К 25 годам своей жизни Моллобасан начал петь «Семетея». Его учителем были семетейчи Калыгул и Тоголок Молдо.

                 Молдобасан прекрасный знаток киргизского фольклора. В его исполнении записаны песни о Семетее и ряд отрывков из «Манаса». Кроме того, от него записаны эпические поэмы «Кедейкан», «Джаныш-Байыш», «Курманбек» и множество народных песен. В его же исполнении записан ряд народных мелодий. (М. Мусулманкулов умер в 1961 г. во Фрунзе)

    Джаныбай Коджеков

    Джаныбай Коджеков родился в 1869г. в нынешнем Джумгальском районе, откуда переселился в нынешний Токтогульский район, где жил, занимаясь хазяйством . Он нигде не учился, был малограмотным. Умер в 1942 году.

        Джаныбай не был певцом-профессионалом и жил на доходы хозяйства. Но характерно, что и отец, и дед, и прадед Джаныбая были сказителями. Он сам, по его заявлению, слушал, точнее изучал «Манасы» в исполнении только отца и деда.

        Джаныбай тоже был семетейчи и не пел трилогию полностью. В его исполнении записаны отрывки «Семетея».

     

    Акмат Рысмендиев

    Акмат Рысмендиев родился в 1891 г. в нынешнем Чуйской районе. Всю жизнь до революции батрачил. После революции был членом колхоза, затем рабочим совхоза откуда перешел в Киргосфилармонию.

         Рысмандиев не был певцом- профессионалом и лишь время от времени исполнял «Семетея» по приглашению отдельных лиц. Учился у сказителя Сагымбая, с которым тесно общался и слушал от него «Манасы». В исполнении Рысмендиева записаны отрывки «Манасы» и «Семетея».(Акмат Рысмендиев умер в 1966 году в совхозе «Шамшы» Чуйского района).

     

     Ибраим Абдырахманов

    Ибраим Абдырахманов родился в 1888 г. в Джеты-Огузоком районе Иссык-Кульской области. Известным он как прекрасный знаток всех вариантов эпоса «Манас», но не считался ни певцом, ни сказителем. Сильно увлекаясь «Манасом», он никогда не пропускал случая послушать сказителей, старался запомнить текст, иногда пытался выучить наизусть отдельные отрывки. Он был первым записчиком «Манаса» в исполнении великого акына Сыгымбая Орозбакова. С 1922 по 1926 гг. безотлучно был с Сагымбаем и записал от него 250 тысяч строк стихов «Манаса». В дальнейшим записал «Манаса» от Саякбая Каралаева, Тоголок Молдо, Акмата и других. Кроме того, записал много других произведений фольклора.

                 В результате долголетней, кропотливой работы Абдырахманов отлично изучил киргизский фольклор, особенно «Манаса» таким образом, в его лице мы имеем своеобразного рапсода. 

Данные с сайта можно использовать для подготовки собственных работ.

Большинство работ содержат данные по Кыргызстану, проверены и удачно защищены в ВУЗах КР.

Стоимость электронного варианта готовых работ : курсовой, презентации - 150 сом , дипломной - 500 сом.

магистерской, кандидатской диссертаций - 1000 сом, срс, реферата, доклада - 100 сом

Получить любую работу можно также на маил, предварительно оплатив с помощью загрузки единиц на номер.

Также можно заказать индивидуальную работу с сопровождением до защиты по телефону

0772 66 07 68

Индивидуальные курсовые и презентации от 250 сом

Индивидуальные дипломные работы от 3000 сом (дипломные сопровождаются отзывом, презентацией, рецензией и докладом).

Ознакомиться с работами и оплатить  можно  по адресу г. Бишкек, ул. Киевская пересекает  ул.Турусбекова Интернет клуб "Орион"

Для личной встречи с 8 00 до 11 30 Контактный телефон: 0772 66 07 68

Возможна высылка готовых работ по электронной почте на e-mail:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  при оплате с помощью загрузки единиц на контактный номер

 

О нас

university building

Student312.com — сайт контрольных, срс, эссе, сочинений рефератов, курсовых, дипломных и диссертационных работ, учебников, шпаргалок и лекций.
Сайт создан для помощи студентам, ученикам и учителям - для тех кто хочет учиться

У нас вы можете заказать авторские и скачать бесплатные рефераты на самые разнообразные темы. Наша база содержит такие популярные тематики как социальные, гуманитарные и естественные науки, математика и технические науки. Найти нужный реферат в базе достаточно просто – реализован удобный поиск и сортировка.
Если у вас есть работа, вы можете ее добавить в нашу базу.

Так же Вы можете научиться оформлять работы по стандартам Вашего учебного заведения. На этом сайте Вы можете также заказать рецензии, отзывы и презентации к дипломным и диссертационным работам  с сопровождением до защиты!