• Call Us/Позвонить нам 0772 66 07 68
  • Mail Us/Написать нам Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Поиск по сайту

Вы здесь: Великие сказители - манасчи дореволюционного периода
  1.     

    Персоналии:

     

     Жайсан-ырчы (IX-X вв). с его именем в народных преданиях связывается и начало сказывания эпоса «Манас». Материалы найденного предания упоминают его имя в связи с событиями жизни Кыргыз-хана, который собирал под свое крыло распавшийся к тому времени племенной союз усуней. (Исторические хроники сообщают нам, что с начала н.э. до VI века в землях Жети-Суу усуни были наиболее крупным племенным объединением). Жайсын ырчы принадлежал к роду «кушчу».

     

     Кет-бука – акын, живший в XIII в, в период нашествия Чингисхана. Скупые легенды о нём дают основание судить, как высок был авторитет акына в народе. За словом, советом, помощью обращались люди к акынам в сложных жизненных ситуациях. Своим талантом Кет-Бука сумел однажды спасти людей от верной гибели. Так, говорят, что как-то у хана, известного своей жестокостью, погиб на охоте единственный сын. Хан всегда убивал тех, кто приносил ему неприятную весть, и люди не знали, как сообщить о случившемся несчастии. Долгое отсутствие сына беспокоило хана, но никто не осмеливался сказать ему правду. Своим затруднительным положением друзья сына поделились с Кет-Букой. Тогда акын взял в руки комуз пошел к хану и сыграл для него «күү»(мелодию без слов), рассказывающую о том, как молодёжь отправилась на охоту, как в погоне за диким архаром юный охотник нечаянно выпал из седла и скатился с высокого обрыва. Кет-Бука завершил наигрыш мелодией обрядного плача- «угузуу» (сообщения о смерти) и хан все понял. Тем не менее, он приказал залить струны комуза горячим свинцом, но никого из людей не наказал.

     

     В XIY веке выделялся своими взглядами об окружающем мире, об этической стороне человеческих взаимоотношений Асан-Кайгы (Асан –Печальник), которого Ч. Валиханов назвал «ногайским философом», жившим при хане Жаныбеке. Кыргызские легенды также приурочивают время его жизни к периоду правления Жаныбек-хана, когда кыргызы жили в низовьях реки Сыр-Дарьи: «В давно прошедшие времена жили хан Аз Жаныбек, Асан Кайгы... Они обитали в низовьях Сыр-Дарьи»... Предполагают также, что родился он в Прииссыккулье.

    Слова и песни Асана-Кайгы унаследованы последующими поколениями певцов, создававших традицию полнокровной назидательной лирики, а образ самого акына вошел в легенды, где он предстает не только поэтом, творцом художественного слова, но и мудрецом, думающим о будущем своего народа и мечтающим о его благополучии. Существуют легенды о том, как Асан-Кайгы на быстроногом верблюде отправляется на поиски счастливой для людей земли, постепенно объезжая кочевья, где жили племена-предки современных казахов и кыргызов, но так и не находит ее. Эта земля - символ полного благополучия, «где на спинах овец вьют свои гнезда жаворонки», где приволье для скота, а в мире людей царит счастье, радость и согласие. Глубокий социальный смысл этой легенды в том, что народ, мечтая об иных, лучших условиях существования, справедливости, связывал его с именем Асана-Кайгы - поэта, сострадавшему тяжелой доле своего народа, загнанного в тиски зла, насилия, кровавых войн, и призывавшему любить все живое, включая каждого человека, пришедшего на свет.

    По собранным среди кыргызского народа материалам фольклора ярко видно, что творчество Асана-Кайгы выражает гуманистическое отношение человека к природе, животному миру, призывает к бережливости, заботе и помощи. «Зыянсыз жыланга кара саноо керек эмес» (Нельзя относиться зло к змее, не причинившей вреда). «Кибереген жандыктар да өз күнүн көрсүн»(Даже мелкие насекомые пусть живут своей жизнью).

          Все, что создано природой, имеет право на жизнь, утверждал акын,
    воспитывая уважение человека к миру растений и животных. Асан Кайгы призывал к взаимоуважению и между людьми. Отсутствием взаимоуважения он объяснял существующее в обществе зло, межплеменные усобицы и настойчиво убеждал людей отвращаться от всего жестокого, стремиться к тому, чтобы не было раздоров и человеческих жертв.

             

            В одной из дошедшей до нас санжира предстает перед нами прямой и бесстрашный облик певца Токтогула, жившего во второй половине XIV века. В ней судьба акына связывается с событиями одного из родов катаганского племени, возглавляемого Кудаяном. Отец Кудаяна, в свое время, претендуя на власть, враждовал со своим братом, но, не сумев одержать верх, был вынужден перекочевать в земли близ Самарканда. Амир Темир, приблизив Кудаяна, поднял его на ханство, требуя взамен принятия мусульманства со всем переселившимся народом. Кудаян силой вынуждал сородичей- язычников принять новую веру, а тех, кто отказывался выполнять обычаи и установления ислама, надев на шею оковы, изгонял в сторону Ысыра, Куляба. Многие, особенно, старики, женщины, погибли в пути от голода и усталости. Тех, кто выступал открыто против принятия  новой  веры,  Кудаян  приводил  в  Самарканд,  где  Амир  Темир принародно вешал на высокие колья. Именно тогда акын Токтогул сложил песню, осуждающую Кудаяна, поведав о его жестоких деяниях. Песня завершается мыслью о неминуемой каре за горе людей, которая обрушится на Кудаяна со стороны духов родовых предков. Кто-то донес до ушей Кудаяна песню Токтогула. Он жалуется Амиру Темиру, и тот приказывает повесить певца, а тело его отправить на далекий безлюдный остров на съедение зверей и птиц. Родичам было строго запрещено даже оплакивать его смерть.

    В санжира-предании сохранился обрядовый кошок (плач), сложенный сестрой Токтогула, где она называет его «кара жаак, кайкы тил» - красноречивым и острым на слово, «кадырың өткөн кыргызга» (прославленным среди кыргызов).

     

     В XV веке пользовалось широкой популярностью имя прославленного певца и мыслителя Толубая-сынчы.

     

    Толубайдай сынчы бол, Токтогулдай ырчы бол

    (Подобно Толубаю будь ценителем, подобно Токтогулу будь поэтом) гласит старинная пословица. Эпитетом «сынчы» - ценитель (эксперт), критик, пророк, оракул - наделяли в народе людей, которые только по известным им приметам, бросив беглый взгляд, могли распознать характер незнакомого человека, определить будущий облик и судьбу ребенка, женщины, коня, времени, государства, дать оценку происходящему событию. О том, какое место занимали кони в жизни кочевника-скотовода и воина в этнографических исследованиях написано достаточно подробно. В свое время П. Семенов-Тянь-шаньский точно подметил важную подробность быта народа; «Киргизы, проводя полжизни на коне, свыкаются с ним, как с неразлуч­ным сподвижником и другом, так что личность животного входит в расчет его привязанности».

    Любовь к животному, имевшему первостепенное значение в быту и культуре номада, стала своеобразной основой постижения мира, человеческих взаимоотношений - познания доброты и соучастия людей друг к другу, глубокой веры, что знания и труд способны изменить мир к лучшему, а самого человека сделать богаче.

    О Толубае-сынчы также сложено множество легенд, в которых рассказывается о нем, как о знатоке скаковых коней. Однажды по черепу давно погибшей лошади он определил ее достоинство и судьбу. Прислонив ухо к земле, он мог поведать, где, сколько и куда мчатся всадники. Сидя в юрте, по топоту копыт, мог безошибочно распознать породистого скакуна. В совершенстве постигнув ремесло саяпкера-коневода, мог подготовить к скачкам скакуна на большие расстояния. В легендах рассказывается о том, что Толубай был ослеплен ханом, в табуне которого знаток не обнаружил достойного тулпара. Но даже будучи уже слепым, он нашел способ доказать хану свою правоту и знание.

    Акыны наставляли молодежь выражать человеку во всех возможных
    формах расположенность, благосклонность, учили быть доброжелательными ко всем людям.

     

     

    Балык (Бекмурат) Кумар уулу (1799-1887)

    Өз заманынын эң атактуу манасчыларынын бири Балык Кумар уулу болуп саналат. Ал 1799-жылы Талас өрөөнүндө төрөлгөн. Балалык кезинен турмуштун оор запкысын тартып өскөн Балык эл жомокторун, ырларды жана «Манасты» 13-14 жашынан баштап айыл арасында айта баштаган. Эр жеткени өзүнүн таланты менен Талас өрөөнүн башкарган Ажыбек даткага жагып көп жылдар анын жан жигити болуп жүргөн. Кийинчерээк анын манасчылык өнөрүнө кызыгып, урматтаган Байтик баатыр Чүйгө көчүрүп алган жана ошол жерде жашап 1887-жылы дүйнөдөн кайткан.

    Балык сөз өнөрүнүн чоң устаты болгондуктан ошол мезгилдеги Жаныш, Сокур Калча, Эсенаман, Чонду, Назар сыяктуу ырчылар «Манас» айтууну андан үйрөнүшкөн. Ал манасчылык менен ырчылык өнөрдү бирдей алып жүргөн, акындардын айтышына катышып, ырчылык өнөрдүн чоң чебери экендигин көрсөтсө да баарыдан мурда эл арасына манасчы катарында таанылган. Балык «Манас» эпосунун мазмунун байытып, көркөмдүк жактан бийик деңгээлге көтөргөн. Ал башка манасчыларда кездешпеген «Манастын» биринчи бөлүмү «Оторкан» деген жомокту да айткан. Өз учурундагы манасчылардан айтуу чеберчилиги менен өзгөчө айырмаланып турган.

    Ал айткан «Манастын» варианты жазылып калган эмес.

     

    Тыныбек Жапый уулу (1846-1902)           

    Манасчылык өнөрдүн чоң устаты, атактуу Тыныбек Жапый уулу 1846-жылы Ысыккөлдүн Кайнар деген жеринде төрөлгөн. Атасы Жапый кедей болгондуктан балалык турмушу оор болгон. Ал 14 жашка чыккандан «Манасты» айта баштап, 25 жашка чыкканда элге таанымал манасчы атыккан. Тыныбектин манасчы болуусуна Чоңбаш, Келдибек, Акылбек дегендердин таасири тийген. Тыныбектин манас айтышы башка манасчылар сыяктуу эле түшкөрүү менен байланыштуу. Анын айткан «Манасынан» 1898-жылы «Семетей» бөлүмүнөн үзүндү гана жазылып алынган. Ал «Манастын» баардык бөлүмдөрүн толугу менен эң жогорку көркөмдүктө айта билген. Анын «Манасты» айтуудагы өзгөчөлүгү айтуучулук чеберчилигинин абдан жогору болгондугунда. Өз учурунда андан Тоголок Молдо, Доңузбай, Байбагыш, Сагымбай ж.б. таасирленип, таалим алышкан.

    Тыныбек XIXкылымдагы манасчылардын көпчүлүгүнө таасир берүү менен бул өнөрдүн өзүнчө мектебин түзүүчүлөрдүн бири болуп эсептелет. «Манас» эпосунун бүгүнкү көркөм бийиктикке жетишине анын да кошкон салымы зор болгон. Ал өзгөчө «Семетей» бөлүмүн зор эргүү менен айткандыгын эскерүүлөр далилдеп турат. Анын айтуусундагы «Семетейдин» бөлүмүнөн үзүндү кийин 1925-жылы араб алфавитинде Москва шаарынан басылып чыккан.

    Тыныбектин аты манасчылык өнөрдүн тарыхында  сыймык менен айтылат.

     

    Жусуп Мамай (1918)

    Кытай Эл Республикасында жашаган кыргыз манасчысы Жусуп Мамай 1918-жылы Кызылсуунун Акчий ооданындагы Карабулак айылында төрөлгөн. Атасы Мамай ажы колунда бар адам болуп Жусуптун кичинесинен сабатын жоюп, билимдүү болушуна шарт түзгөн. Ал эми манасчылык өнөргө тартылышына агасы Балбай чоң таасир берген. Балбай өз учурундагы билимдүү адамдардын бири болуп кыргыз элинин тарыхына, маданиятына, элдик поэзияга кызыгып, аларды чогултуп, ага өзгөчө бир мамиле кылып келген. Жусуптун кичинесинен эле зээндүүлүгүн байкаган агасы аны өзү чогулткан "Манас" эпосунун кол жазмаларын окутууга жана эпосту айтууга үйрөтө баштаган. Жусуп 8 жашынан агасы Балбай чогулткан "Манастын" кол жазмаларын окуй баштайт. Аны кайра-кайра окуп жүрүп "Манастын" 8-урпагына чейин үйрөнүп алат. Эл ичинде "Манасты" биринчи жолу 18 жашында айтып баштаган.

    Анын варианты 1961-жылдан баштап жыйналат. Жусуп "Манасты" 8-урпагына ("Манас", "Семетей", "Сейтек", "Кененим", "Сейитим", "Асылбача-Бекбача", "Сомбилек", "Чигитей") чейин айткан жалгыз манасчы. Ал андан тышкары элдик кенже эпос - дастандарды, санжыраларды билген.

    Жусуп Мамай айткан "Манастын" вариантында салттык негизги окуялар толугу менен сакталган. Ал айткан "Манастын" варианты 1978-1989-жылдар аралыгында кайрадан толугу менен жазылып алынган, жана басмадан жыйырмадан ашык китеп болуп басылып чыккан.

Данные с сайта можно использовать для подготовки собственных работ.

Большинство работ содержат данные по Кыргызстану, проверены и удачно защищены в ВУЗах КР.

Стоимость электронного варианта готовых работ : курсовой, презентации - 150 сом , дипломной - 500 сом.

магистерской, кандидатской диссертаций - 1000 сом, срс, реферата, доклада - 100 сом

Получить любую работу можно также на маил, предварительно оплатив с помощью загрузки единиц на номер.

Также можно заказать индивидуальную работу с сопровождением до защиты по телефону

0772 66 07 68

Индивидуальные курсовые и презентации от 250 сом

Индивидуальные дипломные работы от 3000 сом (дипломные сопровождаются отзывом, презентацией, рецензией и докладом).

Ознакомиться с работами и оплатить  можно  по адресу г. Бишкек, ул. Киевская пересекает  ул.Турусбекова Интернет клуб "Орион"

Для личной встречи с 8 00 до 11 30 Контактный телефон: 0772 66 07 68

Возможна высылка готовых работ по электронной почте на e-mail:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  при оплате с помощью загрузки единиц на контактный номер

 

О нас

university building

Student312.com — сайт контрольных, срс, эссе, сочинений рефератов, курсовых, дипломных и диссертационных работ, учебников, шпаргалок и лекций.
Сайт создан для помощи студентам, ученикам и учителям - для тех кто хочет учиться

У нас вы можете заказать авторские и скачать бесплатные рефераты на самые разнообразные темы. Наша база содержит такие популярные тематики как социальные, гуманитарные и естественные науки, математика и технические науки. Найти нужный реферат в базе достаточно просто – реализован удобный поиск и сортировка.
Если у вас есть работа, вы можете ее добавить в нашу базу.

Так же Вы можете научиться оформлять работы по стандартам Вашего учебного заведения. На этом сайте Вы можете также заказать рецензии, отзывы и презентации к дипломным и диссертационным работам  с сопровождением до защиты!