• Call Us/Позвонить нам 0772 66 07 68
  • Mail Us/Написать нам Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Поиск по сайту

Вы здесь: Тенденции кыргызско-немецких отношений

 

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Истоки кыргызско-немецких отношений (середина 19- начало 20 веков)8

1.1.Первые немцы в Кыргызстане8

1.2. Развитие кыргызско-немецких отношений в советский период.17

Глава 2. Межгосударственные отношения в период становления суверенитета  28

2.1.Первые дипломатические контакты между КР и ФРГ. 28

2.2.Международные аспекты двустороннего сотрудничества46

ГЛАВА Ш. РАЗВИТИЕ межгосударственных кыргызско-немецких отношений на современном этапе. 60

3.1. Тенденции кыргызско-немецких экономических отношений. 60

3.2. Сотрудничество в сфере образования и культуры. 81

3.3.Перспективы сотрудничества между КР и ФРГ. 87

Заключение. 106

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 109

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы магистерского исследования.Независимый Кыргызстан оказался в сфере влияния политических и эко­номических интересов ряда государств, которых привлекает его геополитиче­ское положение. Его признали свыше 150 стран мира, он стал членом таких ав­торитетных международных организаций, как ООН, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС и др. Вступление Кыргызстана на путь коренных реформ во всех сфе­рах придает особую актуальность изучению его места и роли в системе между­народных отношений на современном этапе их развития.

В годы независимости, развитие взаимовыгодных отношений с ФРГ способствовало успеху многих осуществляемых в КР социально-экономических преобразований.Кыргызская Республика и ФРГ имеют обоюдный интерес в развитии дву­стороннего и многостороннего взаимодействия по вопросам безопасности в ре­гионе. Взаимоотношения Кыргызстана и Германии на всех уровнях, во всех сферах имеют хорошую перспективу развития, поэтому важно на основе все­стороннего исследования направлений кыргызско-германских отношений в но­вейшее время выявить факторы, обеспечивающие дальнейшее плодотворное сотрудничество и прогрессивное развитие партнерских отношений, имеющих крепкую историческую базу.

Особую актуальность приобретают вопросы исследования проблем и перспектив развития  стратегических партнерских взаимоотношений между Кыр­гызстаном и Германией.

Степень разработанности проблемы. Изучение становления и развития кыргызско-германских отношений в современный период неразрывно связано с использованием научных материа­лов, нашедших отражение в трудах современных исследователей. При изучении проблем взаимоотношений Германии со странами Центральной Азии использовались исследования западных ученых 3. Бжезинского[1]и др.Особого внимания заслуживают труды ученых, исследующих проблемы внешней политики стран постсоветского мира (И. Иванов[2], К. Кулматов[3], С. Примбетов[4], И. Халанский[5] и др.).

В настоящее время отечественными учеными активно разрабатывается проблематика внешней политики суверенного Кыргызстана и его взаимоотно­шения с другими государствами, в том числе и с Германией. Среди важнейших можно назвать труды К. Айдаркул[6], А. Джекшенкулова[7], К. Кенешбекова[8] , Н. Омарова[9]и др.

Исследование степени разработанности выбранной нами проблемы по­зволило выявить то особое место, какое занимают исследования К. Кенешбекова, посвященные изучению истории международных отношений Кыргызстана и Германии на рубеже Х1Х-ХХ вв. В работе ученого «Уча­стие Киргизии в братском сотрудничестве СССР с ГДР (1961-1987)»  ос­вещены общественно-политические, торгово-экономические, научно- технические и культурные связи Киргизской ССР и ГДР. В трудах К. Кенешбековабыли раскрыты международные отноше­ния Кыргызстана, ГДР и позднее - ФРГ в области политики, экономики, культуры и образования. Основное внимание в работах К. Кенешбеко­ва акцентируется на анализе исторической судьбы немцев Кыргыз­стана в контексте наиболее важных международных событий, оказавших определяющее воздействие на историю немецкого народа.

Определенный вклад в изучение проблемы внес информанионно-справочный сборник А. Джоробековой и Н. Момошевой, в котором представлен обширный хрестоматийный материал, отражающий хронологию этапов становления и эволюции вне­шней политики суверенного Кыргызстана.

Однако несмотря на кажущееся разнообразие тематики и проблематики публикаций до настоящего времени остаются вне зоны научного исследования не только отдельные вопросы двусторонних отношений новейшего времени, набирающих хорошие темпы развития, но и комплексное изучение историче­ских этапов формирования и развития партнерского взаимодействия Кыргыз­стана и Германии.

Объект исследования - исторические этапы стратегического партнерст­ва Кыргызской Республики и Федеративной Республики Германия в современный период.

Предметом исследования являются проблемы становления, укрепления и развития отношений стратегического партнерства по основным направлениям взаимодействия Кыргызстана и Германии.

Цель магистерского исследования:системно про­анализировать процесс становления и развития кыргызско-германских отноше­ний в различных сферах взаимодействия.

Реализации цели способствует решение следующих основных задач:

  1.       Исследовать исторические этапы становления и развития кыргызско- германских политических связей в трансформационный период.
  2.       Определить предпосылки стратегического партнерства между Кыргызской Республикой и Федеративной Республикой Германия.
  3.       Проанализировать динамику, современное состояние и пер­спективы важнейших направлений торгово-экономического партнерского взаимодействия двух стран.
  4.       Рассмотреть вопросы перспектив партнерства Кыргызстана и Германии в экономической, социокультурной и гуманитарной сферах.

Хронологические рамки исследования охватывают 1992-2013 гг. - от признания Германией независимости Кыргызстана до установления многосто­ронних прочных кыргызско-германских партнерских отношений.

Методологическую основу магистерского исследовании составили принципы историзма и объективизма, хронологический, системный, историко-типологический, срав­нительно-сопоставительный методы исследования, позволившие осмыслить сущность и за­кономерности системы международных отношений в современном мире, в ча­стности межгосударственных отношений Кыргызстана и Германии.

Научная новизна магистерского исследования заключается в рас­крытии межгосударственного партнерского сотрудничества как закономерного и комплексного политического и социально-экономического явления, в основекоторого лежат историко-культурные, политические, экономические, социо­культурные факторы, их сложное, взаимосвязанное и взаимообусловленное действие, вызывающее динамику межгосударственного сотрудничества. При этом наиболее важным является выяснение характера особенностей межгосу­дарственного сотрудничества в переходных государственно-политических, экономических и социальных условиях трансформационного периода.

В диссертации были получены следующие результаты по главам.

  •         Исследована и рассмотрена история  становления кыргызско-немецких отношений и их развитие;
  •         проанализирована международные аспекты двустороннего сотрудничества КР и ФРГ.
  •         рассмотрена и показана потенциал социально-экономического развития кыргызско-немецких отношений.
  •         изучены тенденции и перспективы кыргызско-немецких политических и культурно-гуманитарных отношений.

Структура работы.Магистерское исследования состоит из введения, трех глав заключения, списка источников и литературы.

 

Глава 1. Истоки кыргызско-немецких отношений (середина 19- начало 20 веков)

 

1.1.Первые немцы в Кыргызстане

 

Первые известия о поселении немцев на территории современ­ного Кыргызстана относятся не к 80-м годам XIX столетия, как принято думать, а исходят от Вильгельма Рубрука (XIII век), фламанского монаха, прошедшего в 1254 г. через Среднюю Азию в Монголию и первым сообщившим о немцах, проживающих в Таласе и являющихся рабами Бури[10].О возникновении немецких селений в Таласе писал в 1906 г. М.А. Терентьев в документальной многотомной «Истории за­воевания Средней Азии»

А в редком уникальном издании, практически неизвест­ном читателям, воспоминании-автобиографии, миссионер Герман Янтцен— евангелист-меннонит рассказывает о пути немцев из России в Среднюю Азию, где основывают ряд селений в Таласе, меннониты выбирают его своим делегатом и окруж­ным комиссаром в новое советское правительство. Затем его три раза приговаривают к смерти, но упокой души он обрел в 93 года в Голландии в 1959 году. Книга издана в переводе с немецкого в Бишкеке[11].И еще один аспект, на которого нет однозначного отве­та: действительно ли, до 1941 г. «немецкого вопроса» не су­ществовало, т.к. немецкое население страны было «равным в семье советских народов»? Эта проблема, нам кажется дискуссионной.

Действительно, в таком ракурсе и таком масштабе как еврейский вопрос», немецкая проблема в России и Советс­ком Союзе (естественно, в т.ч. в Киргизии) в конце Х1Х-ХХ вв. не существовала. Здесь была своя специфика и существенные отличия. Но — в начале как представители и миссионеры но- вой чуждой религии, затем как военнопленные после Первой Мировой войны, а тем более после 1941 г. немцы отнюдь не чувствовали себя в Киргизии равными со всеми другими со­ветскими народами, когда даже будучи ущемленными в по­литических и религиозных правах, они являли собой образец в хозяйствовании, трудолюбии и дисциплине.

Все эти проблемы и их решение вызывают не только чисто научный, теоретический интерес, но и заслуживают вниматель­ного исследования для решения практических целей — разви­тия дружественных всесторонних — политических, экономи­ческих и культурных связей между Кыргызской Республикой и Федеративной Республикой Германией.

На протяжении полувека, с 1865 по 1917 гг., Туркестан, а в его составе и Киргизия, входили в состав Российской им­перии, Начав с завоевания Ташкента в 1865 г., уже к 1867 г. значительные территории Средней Азии были включены в состав империи. Система управления новыми территория­ми создавалась постепенно. В 1865 г. было создано Временное положение об управлении Туркестанской областью. Вся пол­нота власти в ней была сосредоточена в руках военных, а не Министерства внутренних дел, как подавляющее большинство губерний России.

К 1867 г. было решено образовать отдельное Туркестан­ское генерал-губернаторство, состоявшее из двух областей: Сыр-Дарьинской с центром в т. Ташкенте и Семиреченской с центром в г. Верном. Год спустя в его состав вошел Зеравшанский округ, преобразованный в 1887 году в Самаркандскую область. В 1874 году был образован Амударьинский отдел, а в 1876 из территорий Кокандского ханства была сформиро­вана Ферганская область. Датой формирования Закаспийской области можно считать 1881 год. Первоначально она состояла в административном подчинении Кавказского наместничест­ва, но в 1897 году она была включена в состав Туркестанскою генерал-губернаторства.

Переселенческое движение в северные районы Кыргыз­стана, фактически началось с его сословного освоения. Пе­реселение же в южные районы Кыргызстана началось много позднее, чем в северные по двум причинам;во-первых, Казах­стан был включен в Российскую колониальную систему еще в 60-х гг. XIX в., а Кокандское ханство (и с ним кыргызские земли) было окончательно завоевано Россией лишь в 1876 г,, во-вторых, правящие имперские и торгово-промышленные круги российской метрополии были сильно заинтересова­ны в среднеазиатском хлопке для текстильных фабрик и не стремились в последней четверти XIX в, форсировать крес­тьянский переселенческий процесс в южный Узбекистан и в южную часть Кыргызстана.

На территории Кыргызстана отдельные представители немецкого этноса появились уже в ходе присоединения края к Российскому государству и сыграли определенную роль в жизни местного населения. Более века прошло со времени поселения немцев в Кыргызстане, образования на его тер­ритории первых немецких колоний. Но, несмотря на столь продолжительный период проживания немцев в крае, их история и культура мало изучены. Скорее всего здесь сыг­рала свою роль территориальная и культурная замкнутость немецкой общины.

Историографических сведений о немцах Кыргызстана немного. О дореволюционном периоде их проживания в крае имеется небольшое число книг и статей со сведениями о территории населении регионов Туркестана, где проживали немцы, в том числе и о немцах в Таласской долине Кыргызстана. Основаны : н, как правило, на непосредственных наблюдениях авторов- современников, содержат определенные факты, касающиеся тех или иных аспектов исследования, но в них нет существенных  общений, выводов, и они могут быть отнесены к разряду литературных источников.

Фактические материалы представлены в работах таких г: революционных авторов, А.И. Добросмыслов, С.С. Здзеницкий и др.[12]. Из дореволюционных работ, специально посвя­щенных немцам Таласской долины Кыргызстана, можно на­чать небольшую статью В. Каллаура[13]. Первой специальной публикацией, касающейся истории немцев Кыргызстана, является статья А.М. Матвеева, в которой рассматривается история выходцев из Германии в Средней Азии, в том числе и в Кыргызстане[14].

До начала 80-х годов XIX века в Кыргызстане было всего несколько десятков немцев, которые находились здесь в основном по долгу службы и не являлись постоянными жителями. Переселение большой группы немцев-крестьян на территорию Кыргызстана произошло в 1882 г. из европейской части Российской империи. По религиозной принадлежности они были менонитами. Первые немецкие поселки Николайполь, Кеппенталь, Гнаденталь возникли в Аулиеатинском уезде, в Таласской долине. В 1883 г. от них «отпочковался» выселок, названный Гнаденфельд. Несколько позднее в 1890 г. жителями четырех немецких селений (вблизи уже созданных) было образовано селение Орлово (Орловка). В 1913 г. в километре к югу от поселка Дмитровский (ныне город Талас) – создано селение Ивановское (Йоханесдорф). В пяти километрах к югу от Иоганесдорфа возникло еще одно селение - Хивинское (Гогендорф).

В 1925 году произошло переселение немцев-менонитов из Таласской долины в Чуйскую, где они начали обживаться. Так, в 65 километрах к востоку от города Пишпек, образовались два немецких поселка – Бергталь (впоследствии Рот-Фронт) и Гринфельд (затем им. Тельмана). В 1928 году в Чуйской долине, у реки Красная, немецкими переселенцами из Кустанайской области было основано село Люксембург, и в тот же период близ него - село Фриденфельд (впоследствии Первое Мая).

Немцы-кыргызстанцы (наряду с российскими немцами) сыграли свою позитивную роль в истории Кыргызстана, в становлении хозяйственной деятельности его населения и общем культурном развитии. Их именами отмечены замечательные достижения в различных областях науки.

Расселение и жизнь немцев на территории Кыргызстана во многом повлияли на оснащение и организацию хозяйства окружающего их населения. Подтверждением тому служат не только исторические реалии – заимствованные у немцев орудия труда, предметы обихода, способы возделывания земли и ухода за скотом, технологии выращивания и обработки некоторых сельхозпродуктов и т.д., но и зафиксированные в письменных архивах свидетельства очевидцев - компетентных лиц дореволюционной России и Туркестана, склонных к мнению о значительном положительном влиянии немцев-колонистов на экономику и культуру края, о пользе немецких поселений. Вот, что писал, например, военному губернатору Сырдарьинской области начальник Аулиеатинского уезда 15 ноября 1904 года: «Благодаря их высокой культуре, возможности поучиться у них сельскому делу, поставленному очень рационально, как киргизы, так и крестьяне других национальностей много позаимствовали от немцев-менонитов. Убеждение, что менониты не делятся или, лучше сказать, скрывают от других свою усовершенствованную систему хозяйства, не выдерживает критики, на каждом шагу в горном участке у киргизов даже можно встретить немецкую бричку на железном ходу с дышловой упряжью, немецкий плуг, отлично вспаханную землю, улучшенную породу рогатого скота… Еще в лучших условиях применено немецкое хозяйство у русских крестьян, брички и плуги русские заказывают у немцев. В селе Дмитровском с помощью немцев русский крестьянин построил крупчатую мельницу и все селение теперь ест белый хлеб, нередко во дворах крестьян можно встретить в качестве производителя немецкую лошадь. Немцы не скупятся продавать производителей и кобыл… Все изложенное дает мне нравственное право сказать, что менониты полезны как хорошие хозяева…».В публикации, помещенной в газете «Русский Туркестан» от 28 октября 1904 года, также признавалась полезность немецких колонистов для подъема благосостояния края, в ней отмечалось: «… между тем аулиеатинских колонистов (имеются в виду немцы) нельзя не признать в нашем крае за людей полезных, а потому помощь им в смысле увеличения надела необходима и небесплодна: своею культурою они поднимают окружающее население киргизской степи»[15].

Несмотря на определенную замкнутость немецких общин и колоний, особенно менонитских, окружающим населением перенималось у них немало положительного во всех сферах жизни. Так, по образцу немецких маслобоен русскими была заведена маслобойня в Дмитровском. Молочные продукты, производившиеся немцами, пользовались большим спросом на значительной части Туркестана, а соседними жителями со временем перенималась технология их приготовления.

Немцы занимались улучшением породности многих видов скота и породистый скот стал постепенно разводиться соседними жителями – русскими, украинцами и другими, в том числе и коренными жителями. Известный в Семиречье садовод и фермер А.Фетисов на промышленной выставке приобрел у немцев Аулиеатинского уезда скот голландской породы для разведения и селекционной работы. Породистые лошади и крупный рогатый скот продавались немцами окрестным крестьянам-переселенцам, кыргызам и казахам. В начале ХХ века переселенческое население на территории Кыргызстана имело немалое поголовье улучшенного скота, в том числе и крупного рогатого -«немецкой» породы.

К заслугам немцев следует отнести и определенное влияние на развитие земледелия. Ими стали производиться некоторые новые сельскохозяйственные культуры, которые покупались и затем выращивались местным населением. Колонисты разводили разнообразные сорта картофеля, которые приобретались как в Таласской долине, так и далеко за ее пределами. Особым спросом пользовался новый сорт красного картофеля - «Глория Аулиеата». Заимствовались у немцев и орудия труда: только в течение 1907 г. в немецком селении Орлово было куплено кыргызами свыше 300 плугов и около 100 фургонов.

Очевидно, что выше приведенные примеры далеко не исчерпывают того положительного влияния, которое привносили в развитие края немцы Кыргызстана. Они оказывали общее культурно-экономическое влияние на окружающее население, вместе с тем осваивая необжитые, часто целинные, степные и полупустынные территории[16].

Влияние немцев на жизнь и культуру местного населения было довольно заметно. Так, в исторических источниках отмечается, что благосостояние крестьян-переселенцев и немцев-колонистов оказало положительное влияние на кыргызское население, равно как и «близость немецких поселков - на склад жизни киргизов в смысле оседлости и улучшения коневодства».

Немцы играли роль и в культурной жизни края. Среди них были талантливые люди, высокие профессионалы и мастера своего дела: А.Пиккель - член Драматического общества в Пишпеке; А.Зауер и А.Клюге – замечательные учителя; А.Юнгмейстер - опытный педагог, организатор единственной в дореволюционном Кыргызстане Пишпекской гимназии; Г.Ротт - архитектор, планировщик «новой» части города Ош; Я.Кнорр - талантливый воспитатель и фотограф-любитель.

Немцы сделали очень многое в изучении населения и территории Кыргызстана. Это были преимущественно российские (а в науке, в основном, прибалтийские) немцы. Определенную роль сыграли и зарубежные немецкие исследователи. В связи с чем, российский академик В.Бартольд отметил, что «под влиянием трудов европейских ориенталистов (особенно немецких) «златой восток, страна чудес», восток «Тысячи и одной ночи» постепенно отходит в область легенд, зато перед нами развертывается картина действительной жизни восточных народов». Сегодня без всякого преувеличения (и это показали проведенные научные исследования) можно отметить, что немцы составляли около половины всех ученых - исследователей кыргызстанского края. При невозможности упомянуть всех из них, назовем хотя бы некоторых. Это: Миллер Федор Иванович, Карл Риттер (1779-1859), Петр Юльевич Шмидт (1872-1949), Василий Владимирович Бартольд (1869-1930), Дмитрий Александрович Клеменц (1848-1914), Карл Германович Залеман (1849-1916), Валериан Николаевич Вебер (1871-1940) и многие другие, те, кто внес свой вклад в изучение проблем различных отраслей науки: естествознания, антропологии, истории, этнографии и др.

Итак, история немцев в дореволюционном Кыргызстане связана с историей немцев, переселившихся из немецких земель в Российскую империю с 60-х годов XVIII века и образовавших на ее территории обширные колонии в Поволжье, Закавказье, на территории Молдавии, Украины. В конце XIX века выходцы из этих колоний стали переселяться в восточные регионы российского государства, в том числе в Среднюю Азию. До этого, немцы в среднеазиатском регионе составляли единицы или несколько десятков, являвшихся не постоянными его жителями, а в основном российскими служащими.

В начале 80-х годов XIX века около 500 немцев-меноннитов переселилось в Туркестан. Основная их часть осела на территории Кыргызстана, в долине реки Талас, образовав здесь первоначально три селения. Впоследствии в этот район подселялись немцы не только менонитских, но и других вероисповеданий, преимущественно лютеране.
Отношение к последующему переселению немцев в край со стороны властей изменялось в негативную сторону, так как власти не видели в них социальной опоры колонизаторской политики царизма. Соответственно и нормативные акты ущемляли интересы немецких переселенцев, прежде всего в предоставлении им земельных наделов.

Тем не менее переселение немцев на территорию Кыргызстана продолжалось, единичное или небольшими группами. Переселенцы в основном подселялись в уже имевшиеся немецкие селения, вновь было образовано с начала 90-х годов всего 2 больших селения. Общая численность немцев на территории Кыргызстана была невелика – в 1897 году свыше 500 человек. В последующем она увеличилась более чем в 2 раза.

Часть жителей немецких селений, по источникам первых лет советского периода, называлась “голландцами”, по видимому в память о месте формирования менонитской конфессии. Многие немцы называли себя “немцами- меннонитами”, что является признаком определённой конфессиально-этнической общности.

Основой экономики немецкого населения было сельское хозяйство, в первую очередь орошаемое земледелие. Земледелие было интенсивным, высокотоварным, с применением более производительных орудий, машин, т.е. фермерского типа. Высокоразвитым было и животноводство, вскоре ставшее племенным. Немцы- крестьяне уделяли большое внимание и улучшению крупного рогатого скота. Ими была выведена продуктивная порода крупного рогатого скота – “аулиеатинская”.

Немцы активно занимались промыслами и ремеслами. Селения немцев в Кыргызстане быстро превращалось в зажиточные, вследствие довольно высокого уровня рыночных отношений, интенсивности производства.
Определённую роль в стабильности их хозяйства играло и то, что в общинах немцев была развита взаимопомощь, существовала определённая консолидация.

Вывод: Большое место в жизни немцев занимали религия и церковь, оказывавшие положительное влияние на их нравственные устои. С религией была связана тесно культура немцев, которая наряду с особенностями имела элементы общего с культурой окружавшего населения. Вместе с тем, немцы Кыргызстана сохраняли национальную самобытность, этническое самосознание. Свои особенности имели их национальный характер, менталитет[17].

1.2. Развитие  кыргызско-немецких отношений в советский период.

 

До начала 80-х гг. 19 в. немцы на территории современной Кыргызкой Республики  исчислялись всего лишь десятками, и они, как правило, не были постоянными жителями края. Среди них были военные врачи, учителя, аптекари, чиновники различных рангов. Интенсивное переселение немцев на киргизские земли началось в конце 1870-х - начале 1880-х гг. Весной 1882 в Таласскую долину Киргизии переселились ок. 500 меннонитов, которые основали три поселка, отстоящие друг от друга на расстоянии до одного километра -Кеппенталь, Николайполь, Гнаденталь. В 1883 от одного из этих поселков «отпочковался» выселок, который получил название Гнаденфельд. В 1893 названия трех поселков - Гнаденфельд, Кеппенталь, Гнаденталь - были заменены русскими, соответственно: Владимировское, Романовское, Андреевское. В 1890 жителей этих селений основали неподалеку еще одно селение Орлово (иначе:Орловка, Орлов).

В последующем немцы селились близ уже имевшихся поселений: Дмитриевское, Ключевское, Александровское и другие. К 1911 образовалось немецкое селение Хивинское (Хивинка, Гогендорф), к 1913 - селение Ивановское (Иоганесдорф). В немецких селениях развивалось земледелие и скотоводство. Оказавшись в новых природно-климатических условиях, в крае, где преобладало поливное земледелие, а также по ряду других причин многие крестьяне начали дополнять земледелие другими занятиями. В частности, получили развитие молочное и мясное животноводство, извоз, ремесла, торговля. Уже на первых порах одной из основ экономического благосостояния переселенцев стало племенное животноводство. В результате селекционной работы была выведена более продуктивная порода крупного рогатого скота, получившая название «аулиеатинской». Сельское хозяйство немцев Киргизии до 1917 отличалось сравнительно высоким уровнем.
Одним из наиболее развитых производств в немецких колониях было сыроварение и изготовление сливочного масла. Эти продукты сравнительно рано стали производиться промышленным способом, крупными партиями. В 1909 в Романовне открылся единственный в Туркестане завод по производству сливочного масла. На нем имелось также сыроваренное отделение.
На территории Киргизии находились отдельные промышленные заведения, торговые предприятия, представительства ряда крупных российских и международных фирм, владельцами и совладельцами которых были немцы, в частности фирма «Братья Крафт», «Торговый дом Л. Кнопп», «Зигель и Рей-сгаген», акционерное общество «Кызыл-Кия», фирма Г.В. Дюршмидта и другие.

Грамотность немецкого населения в крае была довольно высока, по данным однодневной переписи начальных школ Российской империи 18 января 1911 на каждых 100 жителей немецкой национальности в Туркестанском крае приходилось 11,28 учащихся, в то время как, например, у украинцев этот показатель был равен 7,92, у русских - 7,72, у армян 3,46, у евреев - 2,26, у поляков - 5,7. Вместе с тем среди немецких колонистов, особенно меннонитского вероисповедания, было крайне мало лиц с образованием выше начального.

В общественно-политической жизни немцы проявляли определенную инертность, что отчасти объяснялось их неравноправным по сравнению с русскими положением, а также национально-конфессиональной замкнутостью. Однако перемены в общественно-политической жизни 20 в. не могли не коснуться и немецких колонистов на территории Киргизии Отдельные представители немецкого этноса начали вовлекаться в различные, в том числе революционные, сферы политической деятельности. Так, в 1911-12 в Семиречье вела широкую пропагандистскую работу социал-демократка А.Ф. Пиккель, проживавшая в Пржевальске.

В годы Первой мировой войны 1914-18 немцы Киргизии разделили общие для всех российских немцев тяготы. Внешним проявлением антинемецких настроений стала кампания по ликвидации немецких названий населенных пунктов и административно-территориальных единиц. Предпринимались также попытки ликвидировать немецкое землевладение на территории Киргизии В числе репрессивных мер была высылка в отдаленные районы. В частности, жители немецких поселений, отнесенные к категории германских подданных, подлежали выселению в район г. Копала Семиреченской области.

Меннониты не принимали участия в военных действиях Первой мировой войны, они несли нестроевую службу и направлялись для этого в т. н. «Исилькульскую» команду, находившуюся в ведомстве Акмолинско-Семипалатинского управления лесного департамента, жители немецких селений участвовали в сборе средств в пользу лиц, призванных на войну, раненых, лазаретов и на другие нужды, вызванные войной.
В ходе войны в Киргизии появились военнопленные австро-венгерской и германской армий. Они находились в селениях и городах: Пишпеке, Карабалты, Беловодское, Джалал-Абад, Ош, в немецких селениях Аулиеатинского у. и других местностях.

После Февральской революции 1917 немцы края приняли участие в формировании новых органов власти. 24 марта 1917 были избраны члены Николайпольского сельского исполкома, председателем исполкома стал Г.Г. Диркс. Немцы Киргизии участвовали и в событиях Октябрьской революции 1917, разделившись на два лагеря - тех, кто поддерживал и выражал сочувствие Белому движению, и тех, кто лояльно принял или поддержал советскую власть.10 июня 1918 состоялся организационный съезд Советов крестьянских депутатов Николаипольской волости, на котором был избран исполком волостного Совета под председательством П. Веделя. В немецких селениях создавались и коммунистические организации. 8 июля 1921 в Николаипольской и Орловской волостях была организована из приезжих коммунистов объединенная коммунистическая ячейка. Последующая работа парторганизации проходила в острой борьбе с «классовыми врагами» кулачеством, религиозными руководителями и др. Со временем из числа немцев выдвигалось все больше активистов социалистического строительства. Под руководством компартии создавались молодежные коммунистические организации.

В 20-х гг. в Николаипольской волости оформилась комсомольская ячейка. В целом в конце 20-х начале 30-х гг. общественно-политическая жизнь проходила в русле стратегии компартии.
В 20-е гг. продолжалось переселение немцев из Таласской долины в близлежащие районы Киргизии. В 1925 большая группа немцев переселилась из Таласской долины в Чуйскую, где в 65 км по дороге от города Пишпека (ныне город Бишкек) ими были основаны два поселка - Бергталь (в последствии Рот-Фронт) и Гринфельд (впоследствии им. Тельмана). Около 1927 в Кантском районе Чуйской долины, у реки Красная, немецкими переселенцами из Кустанайской области было основано село Люксембург (им. Розы Люксембург). В период 1925-28 недалеко от Люксембурга переселенцами из той же области было образовано село Фриденфельд (впоследствии Первое мая). Вблизи этого селения в тот же период образовалось село Эбенфельд. В первые годы советской власти немцы приезжали в край и селились вокруг старых колонистских поселений в смешанных по этническому составу селениях - Водном, Богословском, Ключевском и др.

С репрессиями против крестьянства в период «коллективизации сельского хозяйства» была связана массовая миграция немецкого населения на территорию Киргизии из других регионов СССР с конца 20-х - начала 30-х гг. В 1929-30 в Киргизии сослано значительное число крестьян, причисленных к кулакам. Значительная часть репрессированных была поселена на территории создававшихся совхозов «Джан-ги-Джер», «Джанги-Пахта», «Нижне-Чуйский», «Васильевский». В результате увеличилось количество селений, среди жителей которых было немало немцев. По различным причинам происходил и отток немецкого населения из Киргизии В 1929-30 из первых немецких поселков Таласской долины эмигрировало за границу 15 семей. В результате довольно высокого и стабильного естественного прироста и иммиграции численность немецкого населения в Киргизии возрастала. По данным всесоюзной переписи населения 1926, численность его в Киргизской АССР составляла 4,3 тыс. чел. (0,43% общей численности населения республики). По данным Всесоюзной переписи 1939, численность немцев в Киргизской ССР составляла уже 11,7 тыс. чел.
В борьбе за реальную власть в немецких селениях советская власть столкнулась с такой организацией, как местное отделение Всероссийского менно-нитского сельскохозяйственного общества, пользовавшегося поддержкой значительной части немцев и являвшегося серьезной политической силой, пользовавшегося популярностью не только среди так называемых кулаков, но и широких слоев крестьянства, в том числе и бедноты. Но это общество постигла судьба многих т. н. «лжекооперативов», разогнанных в конце 20-х гг. как на территории Киргизии, так и в стране в целом, в результате свертывания новой экономической политики.
Борьба с «антисоциалистическими элементами» среди населения особенно ожесточилась с переходом к массовой коллективизации сельского хозяйства. Весной 1930 район Николайпольского сельсовета был признан районом сплошной коллективизации. Был определен курс на создание крупных колхозов, коллективизацию целых населенных пунктов и даже районов. Так же, как и по всей стране, в регионе проживания немцев в Киргизии допускались «перегибы» при проведении коллективизации. Первоначально колхозы были сравнительно небольшие, представляли собой товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы). Первые из них возникли в конце 20-х гг. в каждом из немецких селений в Таласской долине. С конца 1930 - начала 1931 взамен прежних форм коллективных хозяйств, в основном ТОЗов, в соответствии с линией компартии стали образовываться более крупные и с более высоким уровнем обобществления средств производства коллективные хозяйства - сельскохозяйственные артели. На территории Николайпольского (впоследствии Ленинпольского) сельсовета в начале 1931 были слиты все существовавшие здесь ТОЗы и была образована сельхозартель «Ударник». В начале того же года вс. Орловка была организована сельхозартель «Профинтерн». В Таласской долине, в с. Клю-чевское, с начала 30-х гг. существовал еще один колхоз, состоявший в основном из немцев и носивший название «Минбулак». К 1932 в с. Водное был организован этнически смешанный колхоз со значительной долей немцев. Несколько позже были созданы немецкие колхозы в селениях Иоганесдорф и Хивинское. В начале 30-х гг. колхозы имелись и в немецких селениях Чуйской долины.

С переходом к «сплошной» коллективизации в немецких селениях развернулась социальная борьба, которая подчас принимала ожесточенный характер. Усилились репрессии против «социально чуждых элементов». В качестве репрессивных мер применялись лишение избирательных и некоторых других гражданских прав, вручение кулацким и зажиточным хозяйствам так называемых «твердых заданий», исключение из колхозов и высылка. В течение 30-х гг. колхозы, в которых работали немцы, достигли определенных успехов в сельскохозяйственном производстве. В целом же немецкое крестьянство, приспособившись к условиям колхозного строя, уже не достигло той зажиточности, которая существовала в дореволюционное время.

С установлением советской власти коренных изменений в области культуры немцев, проживающих в К, не произошло. Культурная жизнь по-прежнему находилась под большим влиянием религиозной практики и обычаев. Но гораздо негативней была политика компартии в области культуры. Становление и развитие «социалистической» культуры не имело четких ориентиров, превратилось в ломку всей прежней культуры, неотъемлемой частью которой была и религия. Влияние религии на немецкое население всячески подавлялось, как с помощью жесткого законодательства о религиозных культах, так и пропагандистскими методами, насильственным внедрением и распространением коммунистической идеологии, методами «воинствующего атеизма».

Уже в 1-й половине 20-х гг. в регионе началось проведение антирелигиозных мероприятий, сопровождавшихся репрессиями. Деятельность религиозных общин к середине 30-х гг. была практически свернута. В 1936-37 молитвенные здания в немецких селениях были закрыты. Партийными и советскими органами уделялось большое внимание созданию «очагов» новой «социалистической по содержанию» культуры: красных уголков, клубов, библиотек, изб-читален и др.
Тем не менее вплоть до конца 1930-х гг. немцы К представляли довольно компактную этническую группу. Эта особенность первоначально учитывалась в национальной политике советской власти и коммунистической партии. В 20-е гг. на территории компактного проживания немцев в Киргизии было образовано семь сельских немецких советов. Наци-ональной дискриминации до определенного времени не было, ее признаки проявляются только на рубеже 20-х - 30-х гг. В немецких селениях стали создаваться школы светского типа. В 1938 преподавание в школах было переведено с немецкого на русский язык; тем самым был сделан шаг, не соответствовавший интересам национально-культурного развития немецкого населения.

 

[1]Бжезинский    Збигнев. Великая шахматная доска.  М.: Международныеотношения, 1998. - 256 с.

[2]Иванов И. Внешняя политика России на современном этапе. Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2000 г

[3]Кулматов К. Мир в начале третьего тысячелетия: взгляд из России. М., 2001.

[4]Примбетов С. Центральная Азия: реалии и перспективы экономической интеграции. М., 2009

[5]Халанский И. В. Из истории международных отношений Кыргызской Республики в сфере образования (1991-1999 гг.) КРСУ. Бишкек, 2009

[6]АйдаркулКаана. История международных связей Кыргызстана (1950 - 1990): Дис. .докт. ист. наук. -Бишкек, 1993.

[7]Джекшенкулов А. Влияние внешнеэкономических связей на формирование экономической структуры независимой Кыргызской Республики. Бишкек, 2009 .

[8]Кенешбеков К. А. Из истории международных отношений Кыргызстана и германии (конец XIX - XX вв.). - Бишкек, 1999.

[9]Омаров Н. Миграционные процессы в Кыргызской Республике в годы независимости: итоги десятилетия. Бишкек, 2001г.

[10]Рубрук Вильгельм. Путешествие в Восточные страны. В кн.: ПланоКарпини. История монголов. СПб., 1911. — С. 104.

[11]Янтцен Герман. В далеком Туркестане. Жизнь среди мусульман. Издательство «Луч Надежды». Бишкек, 1993.

[12]        Маев Н. Осенняя выставка в Ташкенте // Туркестанские ведомос­ти. — 1886. — 7 октября. — С. 154-155; М. Михайлов. Русские поселки в Аулиеатинском и Чимкентском уездах // Туркестанские ведомости. —1888. — 9 августа. — С. 121-122

[13]   Каллаур В. Немецкая культура на р. Талас // Среднеазиатская жизнь. — 1907. — № 115,116., — Т. 422. — С. 34-38.

[14]  Матвеева А.М. К вопросу о выходцах из Германии в Средней Азии з конце XIX — нач. XX в. // Научные труды Ташкентского ун-та. — Вып. 392. — Ташкент, 1970. — С. 61-77.

[15]Каллаур В. Немецкая культура на р. Талас // Среднеазиатская жизнь. — 1907. — № 115,116., — Т. 422. — С. 39

[16]Кенешбеков К. Кыргызстан — Германия: Этапы политических, эконо­мических и культурных отношений (ХУ1П-ХХ вв.). — Бишкек, 2007. — С. 200

[17]Кенешбеков К. Кыргызстан — Германия: Этапы политических, эконо­мических и культурных отношений (ХУ1П-ХХ вв.). — Бишкек, 2007. — С. 205

О нас

university building

Student312.com — сайт контрольных, срс, эссе, сочинений рефератов, курсовых, дипломных и диссертационных работ, учебников, шпаргалок и лекций.
Сайт создан для помощи студентам, ученикам и учителям - для тех кто хочет учиться

У нас вы можете заказать авторские и скачать бесплатные рефераты на самые разнообразные темы. Наша база содержит такие популярные тематики как социальные, гуманитарные и естественные науки, математика и технические науки. Найти нужный реферат в базе достаточно просто – реализован удобный поиск и сортировка.
Если у вас есть работа, вы можете ее добавить в нашу базу.

Так же Вы можете научиться оформлять работы по стандартам Вашего учебного заведения. На этом сайте Вы можете также заказать рецензии, отзывы и презентации к дипломным и диссертационным работам  с сопровождением до защиты!